Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

настыря, ведшими их от Холмогор до Вологды, выступили Михаил Орефь- ев и Трофим Иванов1. Размер оплаты труда кормщиков, как уже отмечалось в историогра­ фии, был на порядок ниже оплаты носников2. Это относится и к уже упо­ мянутым кормщикам, нанявшимся на кандалакшские суда в 1681 г. Так, зарплата каждого кормщика составила по 6 руб. на чел.3. Это было в 4 раза ниже оплаты двинских и в 3 раза ниже оплаты нижнесухонских носников. При этом зарплата кормщиков почти в 2 раз превышала оплату труда верхнесухонских кормщиков. Но, как уже указывалось, заниженный размер оплаты труда верхнесухонских носников скорее всего вызван ка- кими-то серьезными экономическими причинами. Еще одной категорией профессиональных работников, нанятых при­ казчиком Герасимом на судно, были приколщики. Подобно носникам и кормщикам, эта категория работных людей также работала в паре. В спе­ циальной литературе нам не удалось встретить никаких упоминаний об этой группе работных людей, обслуживавших суда во время навигации. Поэтому можно высказать лишь догадку относительно места приколщиков в судовой команде, которая со временем может быть подкреплена новыми данными источников. В записях приходно-расходной книги специально указывается на тот участок пути, где использовался труд приколщиков. Итак, приколщики «на Нижной Сухоне приколом были»4. Словарь русско­ го языка X I-XV II вв. объясняет слово «прикол» как металлический шест (к которому привязывалась веревка), предназначенный для крепления судна или животного5. В таком случае на Нижней Сухоне, с ее опасными для су­ дов порогами, приколщики занимались тем, что крепили прикол (шест), который должен был не позволить сойти судну на мель. Оговоримся, что высказанная мысль пока является предположением. В ряду других работных людей, обладавших профессиональной ква­ лификацией и выполнявших важные функции во время навигации, при­ колщики имели самый минимальный размер оплаты труда. Зарплата при- колщика составляла 1 руб. 13 алт. 2 ден. на чел.6 Профессиональные категории работных людей Сухоно-Двинского речного пути, что можно видеть из данных приходно-расходной книги, ис­ пользовались и во время экстренных перевозок, когда ставился вопрос о скорейшей доставке груза с севшего на мель дощаника. Ранее обрисован­ или Архангельска), а до стана Бобровый ям Устюжского уезда (в 117 верстах от Ус' ( тюга). (См.: Устюгов Н.В. Указ. соч. - С. 178.) 2Пр.-рх. кн. -J I. 38. 3Устюгов Н.В. Указ. соч. - С. 178. 4Пр.-рх. кн. - Л. 38. 5Там ж е .-Л . 38 об. 6Сл. Ря. - Вып. X IX .-С . 185. Пр.-рх. к н .- Л . 38 об. 277

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz