Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

стка прохождения Сухоно-Двинского пути, направления («вверх» или «вниз» по реке), размеров судна и т.п.1Согласно данным Ан. Попова, верх­ несухонские носники в среднем за рейс получали 5 руб., нижнесухонские - 8 руб., двинские - 11 руб.2 Более детально исследовавший этот вопрос П.А. Колесников на материале таможенных книг Тотьмы и Тотемского уезда пришел к выводу, что оплата труда носника колебалась от десятиле­ тия к десятилетию: если в 1635/36 г. носник за провождение судна от Тотьмы до Устюга получал 8 руб. 25 алт., то в 1677 г. оплата доходила до 30-33 руб.3 У нас есть возможность сопоставить данные об оплате труда нижне­ сухонских носников в 1677 г. с данными приходно-расходной книги воло­ годского приказчика старца Герасима. Так, заработная плата Третьяка Ев- севьева и Остафия Алексеева составила в общей сложности 20 руб. (по 10 руб. на чел.). Более весомой была оплата труда двинских носников Сте­ фана Михайлова и Оси Барсукова, составившая 28 руб. (по 14 руб. на чел.). Наконец, минимальной оказалась зарплата верхнесухонских носников Ивана Кривонога и Максима Сладкого, составившая всего лишь 3 руб. 13 алт. 2 ден. (по 1 руб. 23 алт. 2 ден. на чел.)4. Такой низкий размер труда верхнесухонских носников с трудом поддается объяснению, особенно принимая во внимание то, что об этом вопросе мы судим на основании единичного источника - приходно-расходной книги Вологодской службы. Возможно, что верхнесухонские носники находились в какой-то степени в кабальной зависимости от монастыря, и в таком случае полученные ими деньги были лишь остатком той суммы, которая им причиталась за работу. Не лишним будет отметить, что носники, нанимаясь на работу к пре­ чистенским старцам, попадали на полное материальное обеспечение на время прохождения того или иного участка речного пути. Так, согласно записи старца Герасима, повар, нанятый на судно, «есть варил на старца, и на служебников, и носников, и кормщика, и приколщика»5. Второй по значимости фигурой в судовой команде, отвечавшей за безопасность прохождения пути судов до места назначения, был кормщик. Так же как и носники, кормщики, как правило, работали в паре6. В отличие от носников, кормщики нанимались на весь путь, а не на один какой-то конкретный его участок7. Кормщиками на дощаниках Кандалакшского мо' Устюгов Н.В. Указ. с о ч .-С . 170; Колесников Н.П. Указ. с о ч .-С . 185. Попов Ан. Указ. соч. - С. 39. 3Колесников Н.П. Указ. соч. - С. 186. 4 Пр.-рх. кн. - JI. 37 об. - 38. Там ж е .- Л. 38 об. Подобная практика материального содержания первых лиц судо-вой команды уже отмечалась в историографии. (См.: Устюгов Н .В .-Указ. соч. - С. 174.) 7Устюгов Н.В. Указ. соч. - С. 169. Попов Ан. Указ. соч. - С. 39; Правда, с этим мнением не соглашается Н.В. Устюгов. Согласно ученому, кормщики нанимались на те же участки пути, что и носники, с той лишь разницей, что, в отличие от последних, доходили не до Устюга (из Холмогор 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz