Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Из таблицы видно, что в ряде случаев обратно на Вологду возвраща лось большее количество судов, чем первоначально было отправлено на Холмогоры. Возрастание количества судов, как кажется, было вызвано тем обстоятельством, что суда перевозили с Холмогор т.н. «уметную» (про шлогоднюю) соль, не распроданную во время торгового сезона. Паузки при этом выполняли вспомогательную функцию на обратном пути к Воло где: участок пути по Сухоне от Тотьмы до Устюга, как отмечалось в исто риографии, был достаточно трудным, здесь существовало множество по рогов, на которых судно могло сесть на мель1. Паузок - небольшое судно (длиной до 8 саж.), которое могло использоваться и на мелководье2. Как раз в этом случае паузок для монастырских дощаников мог выполнить не заменимую роль: разгрузить часть дощаника от соли и тем самым дать ему возможность пройти по мелководью. Подобный случай, раскрывающий вспомогательное значение паузков, представлен в одной из записей при ходно-расходной книги вологодской службы монастыря. На пути из Хол могор в Вологду весной 1681 г. (месяц в записях книги не уточняется) на Нижней Сухоне в районе волости Скорятино монастырские дощаники сели на мель. 256 мехов с солью были перегружены на паузки и перевезены на берег3. Дощаники продолжили дальше свой путь до волости Опоки, где суда вновь сели на мель. У местных крестьян приказчиком старцем Гера симом были наняты паузки для дальнейшей транспортировки соли, кото рые перевезли оставшуюся продукцию до села Нинова4. К этому селу на нятые приказчиком крестьяне Опоцкой волости «перетащили» (по воде) и дощаники. Отсюда уже остатки соли, вновь погруженные на дощаники, были доставлены на монастырское подворье в Вологду. Всего был достав лен 201 мех соли5. Оставшаяся в Скорятине соль в несколько этапов - вод ным и сухопутным путем - чуть позже также была доставлена в Вологду. Особое место занимает и вопрос о найме рабочей силы Кандалакш скими монахами во время навигации на Сухоно-Двинском пути. Использо вание наемного труда на речных судах монастырских организаций и част ных лиц, достаточно неплохо изучено в советской и современной историографии6, что может позволить, используя все данные имеющихся в нашем распоряжении источников, рассмотреть эту проблему всесторонне. 1 Колесников П.А. Организация нижнесухонских носников в XVII в. // Русское госу дарство в XVII в. - С. 182. Загоскин Н.П. Русские водные пути. - С. 406; Михайлов С.В. Древнерусское судо строение на Севере // Летопись Севера. - М.; Л., 1949. - Т. I. - С. 104. 3 Пр.-рх. кн. - Л. 40. 4 Там же. - Л. 40 об. 5Там же. - Л. 41. Введенский А.А. Заметки по истории труда на Руси в XVI-XVII вв. // Архив истории труда в России. - Пг., 1922. - Кн. 3; Попов Ан. Северо-Двинское судоходство в XVII в. // Североведение. - Архангельск, 1929. - Вып. I; Устюгов Н.В. Работные люди на Сухоно-Двинском торговом пути в первой половине XVII в. // ИЗ. - Т. VI. - М., 274
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz