Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

на ладью была взята поклажа в 275 пуд. (в письме не уточняется, что это был за груз) у холмогорца Василия Сорокина. Была установлена и сумма за провоз клади, равная 7 гривнам с пуда, которую должен был взять на Холмогорах приказчик Иоасаф Мельцов1. Кладь могла быть переправлена с Вологды на Холмогоры и заранее. В этом случае хозяин клади должен был расплатиться с холмогорским приказчиком и только после этого за­ брать свое имущество. Подобная ситуация представлена в одном из писем вологодского приказчика старца Ивана (отправка датирована 29 июлем 1661 г.), в котором содержались следующие рекомендации холмогорскому приказчику. На Холмогоры должен был приехать посыльный торгового человека Ивана Яковлева Илья Исаев и забрать бунтовую пеньку. «А без денег, - пишет вологодский приказчик, - пенки не отдавай, чтоб после за денгами не ходить»2. Годом позже, в сентябре 1662 г., с Вологды на Холмогоры пеньку и некоторые другие виды товаров перевозил торговый человек каргополец Петр Семенов сын Оканишников3. В ряде случаев монастырская администрация Вологды могла и не брать за провоз клади денег. Подобная ситуация возникала в том случае, если человек, передававший кладь, представлял какой-то интерес для мо­ настыря в целом. Так, в 1680 г. на монастырском дощанике перевозил 100 чет. ржи посадский человек Устюга Великого Дементий Обухов. Со­ гласно записи приходно-расходной книги 1680/81 г., «провозу от той сплавки у него... не взято, потому что покупают нам по вся годы про мо­ настырской обиход крупу и толокно»4. Таким образом, оказываемые мона­ стырю со стороны Д. Обухова услуги были настолько значимы, что яви­ лись достаточным основанием для беспошлинного перевоза клади. На монастырских судах из Вологды в Холмогоры в том числе пере­ правлялись и различные представители администрации Кольского острога. По данным приходно-расходной книги вологодской приказной службы 1680/681 г., в 1680 г. на монастырском дощанике к Холмогорам плыл не­ кий человек (имя не уточняется) кольского воеводы В.И. Эверлакова «с за­ пасы и с вином». С этого «пассажира» монастырская администрация не стала брать денег за проезд, видимо, ввиду важности той персоны, пред­ ставителем которой он являлся5. Главная функция приказной службы монастыря в Володе заключа­ лась в продаже соли, добытой в усольях работниками Пречистенской оби­ тели. Напомним, что уже к концу XVI в. сформировался круг основных ‘ РГАДА .-Ф . 1434.-O n . 1. —Д. 8. —Л. 2. Там же. - Л. 6. 3Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 149. - On. 1. - Карт. 1. - Д. 55а. - Л. 1. Пр.-рх. кн. - Л. 6-6 об. 5Там же. - Л. 6 об. 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz