Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
рика относительно участия Феодорита в создании монастыря в Кандалак ше, встречающиеся в поздних работах, к сожалению, не содержат каких- либо источниковедческих доводов, которые могли бы позволить склонить ся к такой точке зрения. Так, в уже упомянутом очерке истории Канда лакшского монастыря исследователь предполагает, что обитель была осно вана «по всей вероятности Соловецким монахом Феодоритом...»1. Нестяжательские взгляды Феодорита, по предположению исследова теля, сказались и на общем характере хозяйственной жизни Пречистенской обители. Известно, что монастырь не имел собственных угодий за преде лами волости, что и позволяет И.Ф. Ушакову считать, что он «явно нестя жательского типа»2. Доводы И.Ф. Ушакова о тождестве Федора Жиденова с Феодоритом Кольским, а также об участии просветителя в создании обители в Канда лакше, показались вполне убедительными новейшему историку-краеведу иг. Митрофану (Баданину). В нескольких своих работах названный автор попытался не только установить хронологию деятельности Феодорита на Севере и в Центре России (как известно, рассказ А.М. Курбского не со держит никаких конкретных дат), но и выяснить, исходя из реконструи руемой хронологической «сетки» жизни просветителя, время основания Кандалакшского монастыря3. Как и в предыдущем случае с рассмотрением взглядов И.Ф. Ушако ва, нас пока будут интересовать лишь общие позиции иг. Митрофана (Ба- данина) о связи Феодорита с Кандалакшским монастырем. Убедительность же аргументов и источниковедческих доводов высказанной позиции ис следователя будет проанализирована в следующем очерке. В отличие от И.Ф. Ушакова, иг. Митрофан (Баданин) склонен удрев- нять начало проповеднической деятельности Феодорита на Кольском Севе ре. Начало пути подвижника в распространении христианства среди лопа рей было положено в Кандалакше еще в 1526 г. В этот год, напомним, согласно известиям Ростовской летописи, лопари, проживавшие в Канда лакшской губе, направили посольство к великому князю Василию Иванови чу с просьбой освятить построенную здесь церковь во имя Иоанна Предтечи. Повторный приезд Феодорита в Кандалакшу, согласно иг. Митрофа ну (Баданину), произошел уже в 1548 г. На этот раз поездка была вынуж денной и была вызвана неудачей Феодорита в деле создания нестяжатель ского монастыря в Коле. Опираясь на сообщение А.М. Курбского о том, ‘ Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 3. - С. 33. Ушаков И.Ф. Феодорит, просветитель лопи. - С. 157. Иер. Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. - Мурманск, 2002; Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского (в изложении иер. Митро- фана (Баданина). - Мурманск, 2006. Иер. Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский. - С. 60-61. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz