Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
пока нет достаточных оснований говорить о том, что это один и тот же че ловек. Нельзя не отметить, что один из служебников Вологодской службы - Г.Ф. Цытой - известен в качестве монастырского вкладчика. Вкладная книга Кандалакшского монастыря в записи, датируемой 11 апреля 1665 г., фиксирует вклад Григория Цытоя. Новый, повторный вклад, состоящий из продуктов промысла, оленей, охотничьего оружия и предметов промысла вкладчик передал монастырю в январе 1671 г.1Крайне важно, что запись о вкладах Г.Ф. Цытоя отмечает и этническую принадлежность вкладчика, принадлежавшего к коренному населению Кольского уезда - лопарям. Принимая во внимание то, что вкладчиками монастыря из числа коренных жителей уезда были выходцы из двух лопарских погостов (Бабинского и Еконгского2), следует думать, что и вологодский служебник был членом одного из названных погостов. Выяснив обстоятельства начала возникновения Вологодской службы Кандалакшского монастыря, рассмотрим некоторые аспекты ее деятельно- Основными источниками, позволяющими в какой-то степени рекон струировать хозяйственную работу монастырского подворья, выступают следующие: данные таможенных книг северных городов Московского го сударства (Тотьмы, Устюга Великого), переписка приказчика Вологодской службы старца Ивана с холмогорским монастырским приказчиком старцем Иоасафом Мельцовым, приходно-расходная книга приказчика вологодской службы монастыря старца Герасима (1680/81 г.). Несколько слов хотелось бы сказать о сохранившейся части переписки двух служб монастыря (Во логодской и Холмогорской). Всего сохранилось 7 писем старца Ивана, ад ресованных приказчику Иоасафу Мельцову3. Датируются письма (по вре мени отправки) периодом между ноябрем 1660 и августом 1661 гг. Судя по тому, что в письмах затрагивался достаточно широкий круг хозяйственных вопросов, можно предполагать, что в действительности переписка была куда более интенсивной, и в нашем распоряжении имеется лишь крохотная часть деловой документации монастырских приказных служб. Данные различных источников позволяют судить о том, что одной из важнейших функций монастырского подворья в Вологде, помимо продажи соли, являлись закупка хлеба, некоторых других видов сельхозпродукции, а также приобретение необходимых товаров для обеспечения потребно стей монашеской братии и монастырских работников (одежда, иконы, |Вкл. кн.-Л . 204. Никонов С.А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI—XVII вв. // V Ушаковские чтения: Сборник научных статей / Отв. ред. А.В. Во- 3 ронин. - Мурманск, 2008. - С. 37. РГАДА. - Ф. 1434. - Оп. 1 .- Д . 8. 267
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz