Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Оба холмогорских приказчика, таким образом, были неграмотны и не могли самостоятельно заверить отводные книги своими подписями. Не грамотность кандалакшских приказчиков, занимавших ответственные по сты в монастырской администрации, не являлась сама по себе чем-то уни кальным. Высшие должностные лица других монастырских корпораций (келари и казначеи) также порой не умели читать и писать1. Передача должности приказчика от одного старца другому не явля лось исключительно прерогативой одной монастырской администрации. Утверждение в должности приказчика происходило с ведома таможенного головы Холмогор. В фонде Холмогорской таможенной избы РГАДА отло жился один интересный документ, представляющий собой «скаску», со ставленную 7 мая 1676 г. для таможенного головы Холмогор Дорофея Мельцова, о передаче должности монастырского приказчика Кандалакш скому старцу Константину2. Как выясняется из источника, вступление в должность приказчика сопровождалось своеобразным принесением прися ги нового приказчика в присутствии других старцев (членов территори альной службы Холмогор и Вологды) и самого таможенного головы. Так, согласно этой присяге, старец Константин обязывался, что «буде по указу великого государя с тех хлебных запасов (оставленных от прежнего при казчика. - С.Н.) и с обиходов по колмогорским таможенным книгам и по досмотру таможенных целовалников великого государя пошлин таможен ных взять доведетца и те пошлины платит на Колмогорах в таможенной избе в казну великого государя ему голове Дорофею Мелцову с товары- щи»3. По всей видимости, составленная «скаска» служила одним из юри дических оснований для осуществления контроля со стороны официаль ных представителей власти в Холмогорах, представленных таможенным головой и таможенными целовальниками. К сказанному необходимо добавить еще один немаловажный штрих: старец Константин и служка Холмогорской службы Григорий Алексеев до своего назначения на Холмогоры выполняли те же самые функции, но в Вологде. Достаточно незначительный состав монашеской братии самой Пречистенской обители препятствовал созданию постоянного и широкого штата служебных старцев и служек для каждой территориальной мона стырской службы. Таким образом, Холмогорская территориальная служба, как можно судить по имеющимся источникам, совмещала в себе ряд функций. Одной из основных выступала торгово-распределительная функция, заключав шаяся в организации поставок монастырской соли на рынок Вологды; за купке предметов ремесленного производства и различных видов сельско хозяйственной продукции для нужд монастыря; организации ремонта и 1Иванов В.И. Указ. соч. - С. 3 8 ^ 1 . 2 РГАДА. -Ф . 1635.-O n . 1. - Д. 56. Там же. - JI. 1. 264
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz