Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
хлеба самого монастыря. В то же время, как можно думать, одна из пяти ладей, отправленных на Холмогоры в июне 1660 г., или не принадлежала монастырю (ее владельцами выступали крестьяне Керети) или отдавалась им в аренду. Только этим можно объяснить запрет монастырских властей производить погрузку данного судна поклажей «опроч ржы». Спустя год, в июне 1661 г., игумен Иоаким, извещая приказчика о посылке ладей на Холмогоры, вновь дает распоряжение относительно погрузки ладей това ром наемной судовой команды. Так, согласно этому распоряжению, «что мы дали керечянем лодью под кладь и сколке оне могут хлеба укупить и ты дай класть невозбранно - у нас им тако ряжено - кабы не те люди у нас бы в сем году лодьи отпустить было не (с) кем»1. Таким образом, крестья не Керети составляли основную судовую команду монастырского «флота». Отсутствие у монастыря летом 1661 г. иных трудовых резервов, кроме крестьян Керети, вынудило игумена пойти на существенную уступку: раз решить наемным людям грузить ладью поклажей в необходимом им коли честве. Любопытно заметить, что для какой-то части крестьянского населе ния Керети участие в судовых навигациях на Белом море составляло тра диционное хозяйственное занятие, служившее одним из источников дохо дов. Так, в «сотной выписи» В.Т. Агалина на волость Кереть (1574/75 г.) отмечается, что местные бобыли своим основным источником дохода име ли работу по найму на варницах в зимний сезон, а «летомъ ходили на море на суднехъ наимуючись» . Регламентации подлежала и погрузка монастырских ладей, отправ лявшихся из Холмогор в другие службы. В апреле 1661 г. в Холмогоры из Кольского острога пришла ладья, груженная треской. Старцам, руково дившим перевозкой груза, игумен давал распоряжение продать ее на Хол могорах. Вырученные от продажи деньги и возможный остаток нераскуп- ленной рыбы должны были перейти в казну холмогорского приказчика. Ему же игумен Иоаким поручал после завершения торговой операции вы дать на опорожненную монастырскую ладью «запасов хлебных и иных то варов сколко содеется за монастырьским обиходом - в Колу давай - и соль сколко ему (старцу Кольской службы. - С.Н.) понадобитце»3. На приказчика Иоасафа Мельцова монастырь порой возлагал и час тичную ответственность за организацию других территориальных служб монастыря. Одной из причин, побуждавших монастырь обращаться с просьбами к холмогорскому приказчику о передаче сведений относительно деятельности других служб, было, думаем, то, что в этот период - 1660 г. - в монастыре отсутствовал игумен. Именно на игумене лежала ответствен ность за контроль над деятельностью служб. Особую заботу для мона 1РГАДА. -Ф . 1434. -Оп. 1 .-Д . 7 .- Л . 6. 2 Сб. Г К Э .-Т . И. - № 138.-С т б . 452. 3РГАДА. -Ф . 1434. -Оп. 1 .- Д . 7 .- Л . 4. 262
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz