Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

очередь, в зависимости от времени забоя оленей, подразделялись на кожи осенние, зимние и высыпки (?). В круг обязанностей приказчика старца Иоасафа Мельцова входили не только хозяйственные, но и административные поручения. Достаточно часто в письмах встречаются распоряжения о выдаче ссуд членам судовых команд, доставлявших монастырские товары и вывозивших необходимые «про монастырский обиход» продукты и ремесленные изделия из Холмо­ гор. Ссуда, как можно об этом судить по материалам деловой переписки, служила одной из форм оплаты труда наемной судовой команды. При этом ссуда могла идти сверх обычного «найма» за труд мореходов. Так, в пись­ ме келаря старца Савина и казначея старца Герасима к холмогорскому приказчику (отправлено 6 июня 1660 г.) содержится следующее распоря­ жение: «Ты наемным корщыкам и рядовым найм давай по-прежнему, а на ссуду кому сколько дать и тому на лоди розданы памяти за [моею] ныне печатю». После выдачи ссуды приказчик должен был прислать в мона­ стырь особую «роспись» с указанием выданной суммы денег «корщыкам и рядовым людям» и занести эти сведения «в росход» особой статьей в при­ ходно-расходную книгу по службе1. В этом же письме упоминается и о ссуде для вполне конкретного человека, а не только для «безымянных» кормщиков и людей. Таковым выступает монастырский бобыль Дмитрий Деменин, которому монастырские власти в лице келаря Савина и казначея Германа просили приказчика выдать «на ссуду... денег три рубли»2. Впро­ чем, как явствует еще из одного письма, на этот раз написанного игуменом Иоакимом (доставлено 4 июля 1661 г.), ссуда могла быть выдана и до от­ правки ладей из Кандалакши на Холмогоры. Так, игумен, давая распоря­ жение приказчику не выдавать ссуду «лодейным казакам», объясняет его тем, «что здесь дано кому вверено»3. Тесно связаны с распоряжениями о ссуде и распоряжения о нагрузке на монастырские ладьи товаров наемной судовой команды. Здесь, в зави­ симости от ситуации, наблюдается вариативность действий монастыря по отношению к наемным казакам: в одних случаях следуют строгие предпи­ сания об объемах груза для наемников, в других, напротив, монастырские власти не возбраняют судовой команде нагружать ладьи необходимым им количеством хлеба и других товаров. Так, в письме от келаря Савина и ка­ значея Германа (отправлено 6 июня) содержится следующее распоряжение к холмогорскому приказчику: «а на лоди монастырского хлеба вели класти сот по пяти, а лодеищыкам по два или три ..., а на ту лодю на кое керечаны кулевого запасу не клади, опроч ржы»4. Как видим, объемы хлебной по­ клажи ладейных казаков были более чем в 20 раз ниже объемов поклажи ! РГАДА. - ф . 1434. - On. 1. - Д. 2 .- Л . 1. 3Там же, 4Там же. - Д. 7 .- Л . 9. Там же - Д. 2 .- Л . 2. 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz