Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
очередь, в зависимости от времени забоя оленей, подразделялись на кожи осенние, зимние и высыпки (?). В круг обязанностей приказчика старца Иоасафа Мельцова входили не только хозяйственные, но и административные поручения. Достаточно часто в письмах встречаются распоряжения о выдаче ссуд членам судовых команд, доставлявших монастырские товары и вывозивших необходимые «про монастырский обиход» продукты и ремесленные изделия из Холмо гор. Ссуда, как можно об этом судить по материалам деловой переписки, служила одной из форм оплаты труда наемной судовой команды. При этом ссуда могла идти сверх обычного «найма» за труд мореходов. Так, в пись ме келаря старца Савина и казначея старца Герасима к холмогорскому приказчику (отправлено 6 июня 1660 г.) содержится следующее распоря жение: «Ты наемным корщыкам и рядовым найм давай по-прежнему, а на ссуду кому сколько дать и тому на лоди розданы памяти за [моею] ныне печатю». После выдачи ссуды приказчик должен был прислать в мона стырь особую «роспись» с указанием выданной суммы денег «корщыкам и рядовым людям» и занести эти сведения «в росход» особой статьей в при ходно-расходную книгу по службе1. В этом же письме упоминается и о ссуде для вполне конкретного человека, а не только для «безымянных» кормщиков и людей. Таковым выступает монастырский бобыль Дмитрий Деменин, которому монастырские власти в лице келаря Савина и казначея Германа просили приказчика выдать «на ссуду... денег три рубли»2. Впро чем, как явствует еще из одного письма, на этот раз написанного игуменом Иоакимом (доставлено 4 июля 1661 г.), ссуда могла быть выдана и до от правки ладей из Кандалакши на Холмогоры. Так, игумен, давая распоря жение приказчику не выдавать ссуду «лодейным казакам», объясняет его тем, «что здесь дано кому вверено»3. Тесно связаны с распоряжениями о ссуде и распоряжения о нагрузке на монастырские ладьи товаров наемной судовой команды. Здесь, в зави симости от ситуации, наблюдается вариативность действий монастыря по отношению к наемным казакам: в одних случаях следуют строгие предпи сания об объемах груза для наемников, в других, напротив, монастырские власти не возбраняют судовой команде нагружать ладьи необходимым им количеством хлеба и других товаров. Так, в письме от келаря Савина и ка значея Германа (отправлено 6 июня) содержится следующее распоряжение к холмогорскому приказчику: «а на лоди монастырского хлеба вели класти сот по пяти, а лодеищыкам по два или три ..., а на ту лодю на кое керечаны кулевого запасу не клади, опроч ржы»4. Как видим, объемы хлебной по клажи ладейных казаков были более чем в 20 раз ниже объемов поклажи ! РГАДА. - ф . 1434. - On. 1. - Д. 2 .- Л . 1. 3Там же, 4Там же. - Д. 7 .- Л . 9. Там же - Д. 2 .- Л . 2. 261
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz