Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

шую (ладью. - С.Н.) отпусти в Колу»1. Не меньшую заботу для монастырских властей составляла и закупка гвоздей, необходимых для различных плотницких работ. В нескольких письмах келаря Никифора содержатся распоряжения к Иоасафу Мельцову о заказе на изготовление крупных партий «двоетесных и однотесных» гвоздей. Келарь в одном из писем (от 25 декабря 1660 г.) конкретизирует, что гвозди предназначались на «церковное строение»2. При этом мона­ стырские власти заботила и финансовая сторона предполагаемого заказа. Так, келарь Никифор в своем письме (от 22 ноября 1660 г.) дает следую­ щую рекомендацию Иоасафу Мельцову относительно будущей сделки: «А почем рядиш гвоздья от кузла, и ты к нам с ходоками отпиши, чтоб нам было ведомо, а будет дорог очень и ты по совету(йся) с вологоцким при- кащыком, нечто на Вологде дешевле, ино к нему пиши - вели ковать»3. Из монастыря на Холмогоры поступали и материалы для последую­ щей обработки. Так, в переписке достаточно часто фигурирует вопрос о выделке «кож» (коровьих), из которых затем производились различные ремесленные изделия (обувь, ремни и т.п.). В одном из писем к Иоасафу Мельцову (отправлено 6 июня 1660 г.) упоминается 10 кож, которые на Холмогоры вывез «корщык» старец Пимен4. Еще в одном из писем дается более конкретная информация о кожах: «Да послали мы корових кож Ставровских (имеется ввиду Крестный Онежский монастырь. - С.Н.) Шушпанского усоля старца Дорофея 7 кож, а на кожах на хвостах написа­ но кожем стада, жеребей вынят у хвоста и отдать бы того в дело, а из дела вышед к собе же взяти»5. При этом за выделанными кожами монастырские власти вели строгий контроль. Предшественник Иоасафа Мельцова в должности холмогорского приказчика старец Герман получил из монасты­ ря в 1659 г. кожи для выделки. Спустя год, после того как приказчиком стал уже старец Иоасаф, на Холмогоры вновь поступили кожи для после­ дующей обработки. Обе партии выделанных кож были отправлены в мона­ стырь, что побудило келаря старца Савина (отправка письма датирована 9 сентября 1660 г.) поинтересоваться у приказчика: «Да учини нам ведомо сколь ты ныне кож прислал в монастырь, сегогодныя ли или прошлогод- ныя, что у Германа принял?»6 Приходно-расходная книга холмогорского приказчика Иоасафа Мельцова упоминает следующие виды кож, доставляемых на Холмогоры «соляными лодьями»: конинные, яловичьи и оленьи7. Последние, в свою 1РГАДА. - Ф. 1434. - On. 1. - Д. 7. - Л. 3-3 об. 2Там же. - Л. 3. 3Там же. - Д. 2. - Л. 7. 4Там ж е .-Л . 2. 5Там ж е .-Д . 7 .- Л . 8. 6Там же. - Д. 2. - Л. 6. 7ГААО. - Ф. 1408. - Оп. 2. - Д. 29. - Л. 5-7. 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz