Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Келарь старец Савин в письме к Иоасафу Мельцову (от 9 сентября 1660 г.) так описывал характер «порухнех цренных», которые были «на целой црен толщыною поскуднее полуторых вершков ... а шириною верш ка три сажени за двенатцать». Здесь же давалось распоряжение «залаты- вать» прожженные места «из немецкого ис прутового железа»1. На Холмогоры для последующего ремонта и починки поступали и другие металлические предметы. Так, приходно-расходная книга холмо горского приказчика Иоасафа Мельцова фиксирует привоз в двинскую столицу таких необходимых в повседневном быту изделий, как котлы, ме- деники (медные котлы), якоря, замки и даже «рукомоинок игумнов»2. Починкой некоторых предметов из числа доставленных на Холмого ры «соляными лодьями», а также производством некоторых других метал лических изделий (топоров, уд) для нужд Кандалакшского монастыря за нимались посадские жители Семен Поздеев и Савва Окулов3. Исправленные и починенные металлические изделия приказчиком Иоасафом Мельцовым отправлялись обратно в Кандалакшу на возвращав шихся обратно монастырских «соляных лодьях». В письмах встречаются и своеобразные просьбы, относящиеся к ре монту монастырских судов. Уже знакомый нам келарь старец Никифор, выполнявший в конце 1660 г. функции главного монастырского распоря дителя, на время отсутствия игумена в другом своем письме (от 22 ноября 1660 г.) просил приказчика о следующей услуге: «Да что старец Иев тебе лодю оставел и ты ей положы весло на вал, и будет положил, и мы тебе на том челом бьем, а будет не положил, и нам будет сее весны в Колу не на чем идти». В случае скорой починки ладьи, как полагал келарь Никифор, судно можно было «послать в Колу, да там ей и зимовать». Потребность в дополнительном судне на Мурманском рыбном промысле, о чем пишет келарь, была вызвана тем, что «нам (монастырю. - С.Я.) прошлого году, по старца Иева, промысел не прибылен»4. Видимо, лишняя ладья должна бы ла хоть как-то возместить убытки, доставшиеся от промысла весны - нача ла лета 1660 г. После того как келарь попросил приказчика Иоасафа починить ла- Дью, прошел месяц. Отсутствие с Холмогор известий о произведенной по чинке ладьи и ее отправке в Кольский острог вынудило келаря Никифора вновь обратиться к холмогорскому приказчику с той же просьбой. На этот раз, в письме от 25 декабря 1660 г., она звучит уже более настойчиво и до полнена новыми распоряжениями: «А лодю, Бога ради, почини, вели и лю дей на лодю найми и старца (Арефу. — С.Н.) со всем отряди... да тую боль 2РГАДА.-ф. 1434.-Оп. 1 .-Д . 2.-J1. 6. 3ГААО. - ф, 1408. - Оп. 2. - Д. 29. - Л. 5-7, 4Там же.-Л . 11 - 12 . РГАДА.-ф. 1434.-Оп. 1 .-Д .2 .-Л . 7. 259
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz