Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
гим источникам) лиц1. Ученый посчитал возможным отождествить лич ность Федора с личностью известного проповедника середины XVI в. Фео- дорита Кольского. Рассказ о жизни и христианском подвиге Феодорита был составлен в эмиграции князем Андреем Курбским и на сегодняшний день яв ляется единственным источником наших знаний об этом подвижнике. Первую поездку Феодорита на Кольский Север исследователь отнес к началу 30-х гг. XVI в.2 После неудачной попытки создать монастырь в Кольской волости Феодорит отправился на юг края, где обосновался, по предположению И.Ф. Ушакова, в Кандалакшском монастыре. При этом историк делает оговорку на тот счет, что «возможно» местом двухлетнего обитания проповедника был именно этот, а не какой-нибудь другой мона стырь3. В подтверждение своей гипотезы исследователь приводит сужде ние другого путешественника, правда уже конца XIX в., Д.Н. Островского, который во время поездки по Северу России бывал в Кандалакше и от ко го-то из местных жителей (возможно, приходских священников) слышал, что основателем монастыря был именно Феодорит Кольский. Вторичное появление Феодорита в Кандалакше, т.е. в то время, когда его там застал Салинген, исследователь склонен объяснять двоякой причи ной. Как известно, Феодорит по поручению Ивана Грозного в 1557 г. со вершил поездку в Константинополь, где должен был получить благослове ние патриарха на венчание московского правителя на царство. Вернувшись на родину, Феодорит занял должность игумена Спасо-Евфимьева мона стыря. И, как полагает ученый, будучи игуменом, он мог совершить поезд ку в Кандалакшу в 1564 г. (до бегства Курбского за границу)4. Проезжав ший через Кандалакшу в 1566 г. Салинген не упомянул о Феодорите. Согласно историку, если бы в это время Феодорит был в Кандалакше, то путешественник не мог бы не заметить «в Кандалакше такую крупную фи гуру», каким был просветитель лопарей5. Появление в 1568 г. в Кандалак ше Феодорита, т.е. тогда, когда его там застал Салинген, возможно связано с тем, что Феодорит хотел предотвратить разорение Кандалакши оприч ным отрядом Басарги Леонтьева6. Так в основных чертах представляется отношение И.Ф. Ушакова к проблеме участия Феодорита в начальных этапах жизни Кандалакшской обители. В более поздних работах, посвященных просветительской дея тельности Феодорита, присутствует та же система аргументации, что и в первой статье ученого7. Небольшие изменения в авторской позиции исто 1Ушаков И.Ф. «Философ» из Кандалакши. - С. 217. 2 Там же. - С. 218. 3Там же. 4 Там же. - С. 219. 5Там же. - С. 220. 6 Там же. 7Ушаков И.Ф. Феодорит, креститель лопи // Север. - 1993. - № 1. - С. 150-159. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz