Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

старцы сетовали в своем послании: «А сена, что купили и добыли - плохо, а (И)вашка послали в Курю по сено, а (в) нашы лоди положено мало - класть нечего»1. Более существенное значение для поддержания жизнедеятельности монастыря имел вопрос о своевременных поставках хлеба. Немалое коли­ чество писем, адресованных холмогорскому приказчику, содержат распо­ ряжения о закупке хлеба «про монастырский обиход». Так, в письме от ке­ ларя Савина и казначея Германа, датируемого 6 июня 1660 г., дается конкретное распоряжение «а на лоди монастырского хлеба вели класти сот по пяти ... да ржы класти мер с десяток...»2. Закупка хлеба представляла собой сложную операцию, в которую была вовлечена не только монастыр­ ская служба на Холмогорах, но и другие службы Кандалакшского мона­ стыря в Красном бору и Вологде. Власти обители учитывали конъюнктуру цен на рынках Севера России, пытаясь просчитать, где более выгодно, с точки зрения экономии монастырских финансов, производить закупку хлеба. Приведем один пример. Новоизбранный игумен Иоаким в декабре 1660 г. по пути в Новгород (здесь должно было происходить его поставле- ние в сан) из Сумского посада писал на Холмогоры к Иоасафу Мельцову о возникших проблемах с закупкой хлеба. Так, по словам игумена, «с Воло­ гды старец Иван послал в монастырь слугу Максима Угловатого з грамот­ ками и мы его встретили на дороге: грамоток у него не смотрели, а речю сказал нам - на Вологде хлеб по два рубли четверть. А усписа на Красном бору у старцу Матфею денги были даваны с лета в хлеб и за те денги ржи сметрити не дают, и ты, старец Иоасаф, о том как смыслиш? И тобе тоже нечто и от них весть будет, а будет возможно у вас на посаде жита про- мышляти и каких хлебных запасов и ты, Господа ради, порадей Пречистыя Богородицы, как тебе возможно»3. Содержание письма игумена коррес­ пондирует с другим письмом, отправленным на Холмогоры из Вологды от монастырского приказчика старца Ивана 29 ноября 1660 г. В письме более детально изложены обстоятельства, возникшие в связи с отказом приказа Устюжской четверти продавать монастырю хлеб. Так, по словам старца, «приезжал сюде (в Вологду. - С .Я ) с Красного бору слушка, что им с Ус­ тюга ис приказа хлеба купит отказали нашему старцу и Соловецкому, и Кирилловскому, и Николскому. А нам в Важском-де уезде мошно купити и мы денег послали серебряных ста с три рублев, что яфимко и серебро про­ дали, и толки будет к тебе приедут наших слуг Матфей или Максима, и те­ бе б денег серебряных дать, толко будет есть на хлебную покупку»4. Таким образом, становится ясным, что слуга Максим Угловатый ехал на Холмо­ горы за деньгами для последующей покупки хлеба. Невнимание игумена j РГАДА. - Ф. 1434. - On. 1. - Д. 5 .-Л . 1. 3Там ж е .-Д . 2 .- Л . 2. 4Там же. - Д . 6 .- Л . 1. Там же. - Д . 8. - Л . 1. 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz