Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

В заключение историографического обзора хотелось бы остановить­ ся еще на одном сюжете, который имеет отношение не столько к истории самого монастыря, сколько к его возникновению и личности его возмож­ ного основателя. Речь пойдет о существующей в современной региональ­ ной историографии тенденции, связывающей начало монастыря с деятель­ ностью прп. Феодорита Кольского. К вопросу о возможности участия святого в основании обители мы еще вернемся в следующем очерке, здесь же проследим историографические истоки этой идеи и охарактеризуем со­ временное состояние исследования данной проблемы. В 1976 г. в журнале ВИ И.Ф. Ушаковым была опубликована статья «“Философ” из Кандалакши»1. Посвящена работа была одному из мест пу­ тевых записей голландского купца Симона ван Салингена, в котором рас­ сказывалось о его встрече в Кандалакше (в 60-е гг. XVI в.) с неким Федо­ ром Циденовым (вар. Жиденовым, Чудиновым). Согласно свидетельству путешественника, Федор составил азбуку для карелов и перевел на нее не­ которые тексты Священного писания. Также им была написана и некая ис­ тория «Карелии и Лапландии». В науке возникали разные предположения относительно личности загадочного «философа» из Кандалакши. Каждая из них, по предположе­ нию И.Ф. Ушакова, не могла рассматриваться в качестве убедительной, поскольку среди предполагаемых «кандидатур» на «роль» Федора Жиде- нова не было образованных и известных для своего времени (т.е. по дру­ 1656-1658 гг. велась на территории Прибалтики (современная Латвия) и не затраги­ вала Севера Московского государства. Встречаются в работе и ложные отсылки к якобы архивным документам. В частности, автором упоминается тяжба между посад­ скими людьми, стрельцами и монахами Печенгского монастыря Кольского острога и жителями ряда поморских волостей Кандалакшского берега, включая и старцев Пре­ чистенского монастыря. Ю. Кузнецовым этот эпизод из истории Кольского уезда рас­ сматривается на материалах некоей «грамоты 1665 г.», сохранившейся в «архивах». (См.: Кузнецов Ю.В. Указ. соч. - С. 22.) В действительности данный конфликт, вы­ званный неурядицами в вопросах отправления ряда натуральных податей, фигуриру­ ет в составе обширного документа, рассматривающего тяжбу лопарей Нотозерского и Сонгельского погостов с Печенгским монастырем, предметом которой были права на владения угодьями. Документ этот был опубликован еще в конце XIX в. Н.Н. Хару- зиным. (См.: Грамота 1697 г.) В помещенном в кавычки и, тем самым, выдаваемом за источник тексте о поставках соли Кандалакшским монастырем с Холмогор на Воло­ гду встречается досадная ошибка, выдающая Ю.В. Кузнецова как человека, не знако­ мого ни с источником, ни с историческими реалиями изучаемой эпохи. Соль в ту по­ ру перевозили в «мехах» (холщевых мешках), а не в бочках, как кажется автору. (Кузнецов Ю.В. Указ. соч. - С. 24.) Думаю, приведенных примеров недобросовестности Ю.В. Кузнецова как историка вполне достаточно, для того чтобы критично отнестись к представленным в статье материалам. 1Ушаков И.Ф. «Философ» из Кандалакши // ВИ. - 1976. -№ 3. - С. 216-221. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz