Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
бовало значительных финансовых затрат, для осуществления которых го сударству необходимо было изыскивать всевозможные источники дохо дов. Таким прибыльным источником доходов в Кольском уезде стали мор ские и речные промыслы местных монастырей. Тем не менее описи монастырского имущества 1705 и 1710 гг. отме чают наличие за монастырем двора в Кольском остроге1. Игумен Павел Колянин, напомним, согласно дополнениям к последней описи монастыр ского имущества (см. Главу I), в разные годы второго десятилетия XVIII в. покупал в Коле «промышленные» суда для потребностей Мурманского промысла. И в начале 1720-х гг. подворье Кандалакшского монастыря в Коле продолжало действовать, о чем красноречиво говорит одна из чело битных наместника Пахомия, поданных на имя архиепископа Варнавы (см. Главу V). Кольская служба, используя классификацию монастырских служб, предложенную в недавнее время В.И. Ивановым2, может быть отнесена к категории промысловых. Действительно, как было показано выше, главной насущной задачей службы были организация промысла на Мурмане и по следующая доставка рыбной продукции на Холмогоры. Б. Х о лм о го р с ка я т еррит ориальная служба. Причины форми рования территориальной службы в Холмогорах были обусловлены по требностью монастыря сбывать добытую соль на рынках Севера России, главенствующее значение среди которых занимал Вологодский соляной рынок. Определить точное время появления особого монастырского двора в Холмогорах достаточно трудно. Причиной этого служит плохая доку- ментированность хозяйственной деятельности Пречистенского монастыря для конца XVI в. Но по ряду признаков, имеющихся в источниках, возник новение монастырского подворья на Холмогорах можно датировать по следним десятилетием XVI в. В пользу высказанного предположения говорит краткое описание трех жалованных грамот, выданных монастырю Федором Ивановичем, со держащееся в жалованной грамоте Михаила Романова (от 20.05. 1615 г.). После разорения монастыря отрядами «воров» погибла значительная часть монастырского архива. Игумен Сильвестр в Москве добился от нового ца ря подтверждения четырех жалованных грамот (одной - Ивана Грозного и трех - Федора Ивановича). Две жалованные грамоты Федора Ивановича, заявленные в самом начале источника, датируются 7093 (1584/85) и 7103 (1594/95) гг.3 Содержание 2 грамот в источнике передано в сжатом виде. Если исходить из предположения, что они излагаются в грамоте Ми хаила Романова в хронологической последовательности, то время возник' ГААО. - Ф. 1025. - Оп. 3. - Д. 2 7 .-Л . 17 об.; Ф. 31. - Оп. 1 .- Д . 5 4 5 .-Л . 16. Иванов В.И. Указ. соч. - С. 17-18. 3РИБ. - Т. И .-С тб . 687. 240
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz