Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

целярской работы, связанной с оформлением вкладов. Так, в 1657/58 и в 1663/64 гг. от разных жителей Кольского острога (посадских людей и стрельца) были получены вклады приказным старцем Иваном1. Сведения о вкладах могли быть записаны только в приходно-расходную книгу (точ­ нее, в ее приходную часть), после чего данные о совершенных вкладах от­ правлялись в монастырь, где уже заносились во вкладную книгу. Именно таким образом происходило оформление вклада старцем Герасимом, при­ казчиком Вологодской службы (см. ниже). Специфика ведения рыбного промысла на Мурманском берегу яви­ лась причиной деятельности еще одной должностной «фигуры», косвенно связанной с Кольской приказной службой. В данном случае речь идет о монастырском целовальнике или сборщике. Сведения источников об этой должностной «фигуре», к сожалению, ограничиваются исключительно двумя записями вкладной книги. Для того чтобы понять саму потребность в существсвании должности внутри монастырской администрации, необ­ ходимо сделать одно пояснение. Рыба, добываемая поморами ежегодно на Мурманском промысле, не уходила целиком на рынок Севера России. Часть добытой продукции реализовывалась здесь же, на Мурманском бе­ регу, европейским купцам (прежде всего, из Дании и Нидерландов)2. В обязанность монастырского целовальника входило изъятие вырученных от продажи монастырской рыбы денег и передачи их в монастырскую казну. В 1619/20 г. один из монастырских вкладчиков, Владимир Захарьев сын, выполнял обязанности целовальника на Мурманском промысле. Причи­ тающиеся ему за работу 10 рублей (в записи помечено, что они пошли «в розхо(д)») были переданы в качестве вклада в Пречистенскую обитель3. Еще один пример, все из той же вкладной книги, деятельности «сборщика» на промысле относится к 1676/77 г. На этот раз обязанности сбора выру­ ченных от продажи денег выполнял заонежанин Федор Александров сын Канга, получивший за работу рубль4. Известно, что специальная должность монастырского целовальника существовала в Крестном Онежском монастыре. Но здесь в его обязанно­ сти входил сбор государственной пошлины с покупки-продажи различных видов промысловой продукции, осуществлявшейся в Понойском погосте . Вопрос о том, были ли должности, подобные должности целовальника Кандалакшского монастыря, в других духовных корпорациях Севера Рос­ сии (в том же Печенгском монастыре), требует своего отдельного изучения. Затухание приказной службы в Кольском остроге относится к пер­ вому десятилетию XVIII в. Бурное время петровских преобразований тре| Вкл. к н .- Л . 1 8 6 .- 197 об. з Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 3. - С. 160-166. 4 Вкл. к н .- Л . 95. 5Там же. - Л . 183. Иванов В.И, Бухгалтерский учет в России. - С. 44. 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz