Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
целярской работы, связанной с оформлением вкладов. Так, в 1657/58 и в 1663/64 гг. от разных жителей Кольского острога (посадских людей и стрельца) были получены вклады приказным старцем Иваном1. Сведения о вкладах могли быть записаны только в приходно-расходную книгу (точ нее, в ее приходную часть), после чего данные о совершенных вкладах от правлялись в монастырь, где уже заносились во вкладную книгу. Именно таким образом происходило оформление вклада старцем Герасимом, при казчиком Вологодской службы (см. ниже). Специфика ведения рыбного промысла на Мурманском берегу яви лась причиной деятельности еще одной должностной «фигуры», косвенно связанной с Кольской приказной службой. В данном случае речь идет о монастырском целовальнике или сборщике. Сведения источников об этой должностной «фигуре», к сожалению, ограничиваются исключительно двумя записями вкладной книги. Для того чтобы понять саму потребность в существсвании должности внутри монастырской администрации, необ ходимо сделать одно пояснение. Рыба, добываемая поморами ежегодно на Мурманском промысле, не уходила целиком на рынок Севера России. Часть добытой продукции реализовывалась здесь же, на Мурманском бе регу, европейским купцам (прежде всего, из Дании и Нидерландов)2. В обязанность монастырского целовальника входило изъятие вырученных от продажи монастырской рыбы денег и передачи их в монастырскую казну. В 1619/20 г. один из монастырских вкладчиков, Владимир Захарьев сын, выполнял обязанности целовальника на Мурманском промысле. Причи тающиеся ему за работу 10 рублей (в записи помечено, что они пошли «в розхо(д)») были переданы в качестве вклада в Пречистенскую обитель3. Еще один пример, все из той же вкладной книги, деятельности «сборщика» на промысле относится к 1676/77 г. На этот раз обязанности сбора выру ченных от продажи денег выполнял заонежанин Федор Александров сын Канга, получивший за работу рубль4. Известно, что специальная должность монастырского целовальника существовала в Крестном Онежском монастыре. Но здесь в его обязанно сти входил сбор государственной пошлины с покупки-продажи различных видов промысловой продукции, осуществлявшейся в Понойском погосте . Вопрос о том, были ли должности, подобные должности целовальника Кандалакшского монастыря, в других духовных корпорациях Севера Рос сии (в том же Печенгском монастыре), требует своего отдельного изучения. Затухание приказной службы в Кольском остроге относится к пер вому десятилетию XVIII в. Бурное время петровских преобразований тре| Вкл. к н .- Л . 1 8 6 .- 197 об. з Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 3. - С. 160-166. 4 Вкл. к н .- Л . 95. 5Там же. - Л . 183. Иванов В.И, Бухгалтерский учет в России. - С. 44. 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz