Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

ла, по их словам, «в том на собя и записы дали»1. «Запись», т.е. долговая расписка о полученных «на руки» продуктах, была, можно предположить, взята старцами Кольской службы, с которыми по окончании промыслового сезона покрученики обязаны были расплатиться. Выдача покрученикам платы (натуральной, что чаще, или денежной) за участие в промысле явля­ лась прерогативой приказного старца, за которую он нес ответственность перед самими работниками и монастырской администрацией. Холмогорский приказчик не только отдавал распоряжения относи­ тельно покручеников в Коле, но и отправлял с Двины на Мурман необхо­ димые предметы промысла и продукты. В фонде Холмогорской таможен­ ной избы РГАДА сохранилось небольшое письмо Иоасафа Мельцова, адресованное кормщикам Емельяну, Феофанке и Логинке Федоровым (воз­ можно, речь идет о братьях), датируемое в пределах 1660-х гг.2 В письме приказной старец извещал «своих» кормщиков о том, что 1 июня «с кол- могорцем» Василием Пакулевым на Мурман была отправлена ладья, гру­ женная солью (200 пуд.), мукой ржаной (2 куля), мукой ячной (11 мешков и 1 куль), крупой овсяной (1 куль), 12 веревками подольничными, 25 фун­ тами прядена оростяжного, бочкой смолы, 3 пустыми бочками, предназна­ ченными под сало3. Невыполнение обязательств перед покрученниками со стороны при­ казчика могло обернуться срывом работ на Мурманском рыбном промыс­ ле. Подобная ситуация возникла весной 1703 г. Согласно «допросным ре­ чам» приказчика старца Питирима в марте 1703 г., кольский воевода Д.И. Унковский, вымогая у него деньги (2 гривны), взял под стражу мона­ стырских промышленных людей. Приказчик сетовал кольским бурмист­ рам, проводившим дознание, на то, что «те промышленные люди были наимованы приежжие, иногородние, а не их монастырские»4. Не получив причитающуюся оплату труда, спустя год, по словам старца, промышлен­ ные люди «к промыслу не пришли». Рассматриваемые примеры демонстрирует одну из черт покрута как социального явления, сохранявшуюся на протяжении нескольких столе­ тий. Получаемые покручениками продукты являлись прежде всего формой натуральной оплаты их труда. Отсюда и необходимость выдавать специ­ альную «запись». Повторимся, что одной из обязанностей приказчика была и необхо­ димость ведения хозяйственной документации, прежде всего п риходно- расходных книг. Сведений о приходно-расходных книгах Кольской служ­ бы, как и самих книг, к сожалению, не сохранилось. Правда, ряд записей монастырской вкладной книги позволяет увидеть какую-то часть этой кан­ 1РГАДА .-Ф . 1434. - Оп. 1 .-Д . 9 .- Л . 1. 2Там ж е .-Ф . 1635.-О п . 1 .- Д . 72. 3Там же. - Л. 1 об. 4Там же. -Ф . 137. - On. 1. (Кольский острог). - Д. 2. - Л. 606 об. 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz