Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
ских кормщиков, передаваемых Пречистенской обители в качестве вкла дов. Несмотря на разное время совершения вкладов (самый ранний 1643/44 г., а самый поздний 1687/88 г.), размер верхонка не колебался и продолжал оставаться во всех случаях равным 1 руб.1 Нельзя не отметить параллельность обязанностей некоторых пред ставителей монастырской администрации. Так, наем работников для уча стия в Мурманском промысле мог осуществляться не только приказчиком Кольской службы, но в том числе и казначеем, и даже приказчиком Хол могорской службы, к которому поступала часть выловленной рыбной про дукции на промысле. Параллельность в исполнении данной обязанности, как кажется, проистекала не из-за отсутствия регламентации в деятельности различных представителей монастырской администрации, а была вызвана тем, в каком месте (в Кольском остроге или Холмогорах) происходил наем работника для участия в промысле. Приведем несколько примеров, пояс няющих наше предположение. Один из постоянных монастырских вкладчи ков, казачок Кандалакшской волости Иван Никитин сын, в 1687/88 г. пере дал в качестве вклада верхонок за работу на Мурманском промысле казначею Алексею2. Вкладная запись не делает уточнений относительно характера выполненной работы на Мурманском промысле вкладчика. Но учитывая, что в других, подобных этому, примерах вкладных записей ино гда поясняется то, что вкладчик был кормщиком (т.е. выполнял наиболее ответственную работу), в данном случае можно предполагать, что Иван Никитин сын не был рядовым промышленником. Передача вклада казна чею в одном случае может объясняться только тем, что договор о найме был произведен в волости и сама оплата труда производилась казначеем, а не приказчиком Кольской службы. Другой пример связан с деятельностью холмогорского приказчика Иоасафа. Среди писем, адресованных старцу, хранящихся в фонде Канда лакшского монастыря РГАДА, есть и письмо покрученников, работавших на Мурманском промысле. Дата доставки письма в Холмогоры, 13 июля 1661 г., позволяет датировать время его написания началом - серединой июня. К Холмогорскому приказчику обращались «корщики иво Омерка, Логинко и все покрученики»3. Покрученики извещали старца о том, что в Кольской службе приказчиком им было выдано рыболовное судно «мана- стырское новое». Также они получили от старцев необходимые продукты (мука и крупа), а также предметы (смола и рогожи) для поддержания судна в рабочем состоянии и перевозки какого-то сыпучего продукта, которым могла быть соль. При этом в письме акцентируется внимание на том, что все было получено «по твоему (т.е. старца Иоасафа. - С.Н.) письму», а за выданные покрученикам продукты и предметы, необходимые для промыс‘ Вкл. кн. - Л. 152 об. - 153,170-170 об., 183, 221 об. 3Там ж е .-Л . 221 об. РГАДА. - Ф, 1434. - On. 1. - Д. 9 .- Л . 1. 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz