Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Отрывочность данных не дает возможности представить хотя бы прибли зительное время нахождения приказчика в должности. При этом можно утверждать, что само пребывание приказчика и подчиненных ему старцев и служебников в Кольском остроге не было постоянным. Оно подчинялось срокам проведения рыбного промысла на Мурманском берегу, т.е., други ми словами, кандалакшские монахи, подобно другим промышленникам Севера России, наведывались в Кольский острог с апреля по сентябрь - ок тябрь каждого года. В остальное время, с конца осени до начала весны, представители монастыря появлялись здесь эпизодически. О том, что по рядок деятельности службы соответствовал периоду Мурманского рыбно го промысла, красноречиво говорит уже упомянутая указная грамота Алексея Михайловича кольскому воеводе Г.Ф. Бутурлину. Основное со держание сводится к запрету кольским стрельцам, а также стрелецким сот никам приходить на монастырский двор (для праздного времяпрепровож дения) в тот период, когда на нем не живут кандалакшские старцы. Так, здесь мы читаем: «А как Мурманской промысел минетца и старец и слу жебники из Колского острогу съезжав по дним в монастырь, и после-де их, на тот их монастырьской двор приходят кольские сотники стрелецкие и стрельцы начевать». Таким образом, после окончания промысла старцы возвращались в монастырь, а вся забота о попечении оставленного имуще ства ложилась на плечи «дворника», выступавшего в качестве своеобраз ного сезонного сторожа XVII в. В круг основных обязанностей приказчика прежде всего входило обеспечение деятельности морского рыбного промысла на Мурманском берегу. Так, в трех письмах приказчика старца Ивана, датируемых июнем - августом 1662 г., адресованных приказчику Холмогорской службы старцу Иоасафу Мельцову, подробно сообщается о количестве выловленной ры бы, предназначенной для последующей поставки на Холмогоры. В одном из писем, датируемых 23 июня, старец сообщает, что отправил на Холмо горы груженую ладью с «трески 13 тысящъ сто сорок тресок, 40 тресок»1. Помимо этой рыбы, предназначенной для продажи на холмогорском рын ке, отдельную часть торговой поклажи ладьи составляла рыба, предназна ченная для самого Иоасафа («послал я к тебе, господину, бочку рыбы»2) и монастырских вкладчиков, приходившихся, ко всему прочему, родствен никами холмогорскому приказчику - Михаилу и Дорофею Прокофьевичу Мельцовым3. Приказчик мог давать своему коллеге и деловые советы относитель но того, как надо поступить с тем или иным видом товара. В том же пись ме старец Иван пишет о пяти бочках с салом, которые на ладье шли в Холмогоры. Этим добором он рекомендует Иоасафу распорядиться сле 1РГАДА.- Ф. 1434. - Оп. 1 .-Д . 1 2 .-Л . 1. 2Там же. 3 Там же. 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz