Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Отрывочность данных не дает возможности представить хотя бы прибли­ зительное время нахождения приказчика в должности. При этом можно утверждать, что само пребывание приказчика и подчиненных ему старцев и служебников в Кольском остроге не было постоянным. Оно подчинялось срокам проведения рыбного промысла на Мурманском берегу, т.е., други­ ми словами, кандалакшские монахи, подобно другим промышленникам Севера России, наведывались в Кольский острог с апреля по сентябрь - ок­ тябрь каждого года. В остальное время, с конца осени до начала весны, представители монастыря появлялись здесь эпизодически. О том, что по­ рядок деятельности службы соответствовал периоду Мурманского рыбно­ го промысла, красноречиво говорит уже упомянутая указная грамота Алексея Михайловича кольскому воеводе Г.Ф. Бутурлину. Основное со­ держание сводится к запрету кольским стрельцам, а также стрелецким сот­ никам приходить на монастырский двор (для праздного времяпрепровож­ дения) в тот период, когда на нем не живут кандалакшские старцы. Так, здесь мы читаем: «А как Мурманской промысел минетца и старец и слу­ жебники из Колского острогу съезжав по дним в монастырь, и после-де их, на тот их монастырьской двор приходят кольские сотники стрелецкие и стрельцы начевать». Таким образом, после окончания промысла старцы возвращались в монастырь, а вся забота о попечении оставленного имуще­ ства ложилась на плечи «дворника», выступавшего в качестве своеобраз­ ного сезонного сторожа XVII в. В круг основных обязанностей приказчика прежде всего входило обеспечение деятельности морского рыбного промысла на Мурманском берегу. Так, в трех письмах приказчика старца Ивана, датируемых июнем - августом 1662 г., адресованных приказчику Холмогорской службы старцу Иоасафу Мельцову, подробно сообщается о количестве выловленной ры­ бы, предназначенной для последующей поставки на Холмогоры. В одном из писем, датируемых 23 июня, старец сообщает, что отправил на Холмо­ горы груженую ладью с «трески 13 тысящъ сто сорок тресок, 40 тресок»1. Помимо этой рыбы, предназначенной для продажи на холмогорском рын­ ке, отдельную часть торговой поклажи ладьи составляла рыба, предназна­ ченная для самого Иоасафа («послал я к тебе, господину, бочку рыбы»2) и монастырских вкладчиков, приходившихся, ко всему прочему, родствен­ никами холмогорскому приказчику - Михаилу и Дорофею Прокофьевичу Мельцовым3. Приказчик мог давать своему коллеге и деловые советы относитель­ но того, как надо поступить с тем или иным видом товара. В том же пись­ ме старец Иван пишет о пяти бочках с салом, которые на ладье шли в Холмогоры. Этим добором он рекомендует Иоасафу распорядиться сле­ 1РГАДА.- Ф. 1434. - Оп. 1 .-Д . 1 2 .-Л . 1. 2Там же. 3 Там же. 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz