Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Глава VI. Территориальное служвъ! Кандалакшского л!онаст"ыря в X V I I - X V I I I вв. Не имевший собственных вотчин и крепостных крестьян Пречистен ский монастырь своим основным доходом был обязан продаже соли и ры бы на рынках крупных городов Севера России. Специфическое экономиче ское положение монастыря (которое в значительной части может быть отнесено и к Троицкому Печенгскому монастырю), чье благосостояние за висело не от урожая, а от удачного промысла и благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке, не раз подчеркивалось в челобитных кандалакш ских монахов, подаваемых на имя московских царей во второй половине XVII в. Монастырь, по признанию монахов, «стоит подле море в студеном и каменном месте»; в отличие от других духовных корпораций, здесь «пашни нет и никакой хлеб не родитца, и не сеют, а крестьян... за мона стырем нет». Единственный источник дохода заключается в том, что «го сударевы богомольцы» от «соленых варниц» варят соль и отправляют ту соль «на Двину х Колмогорам на лодьях через море, а с Колмогор на судах на Вологду», где ее меняют на «хлеб и на обувное братии и работником в варницы и в пропитание и на одежду»1. Монахи специально заостряют внимание на промысловой и торговой стороне ведения хозяйственной жизни, в значительной степени (с их точки зрения) подверженной рискам, нежели занятие сельскохозяйственным трудом. Потребность вести торговлю эффективно вынуждало братию мона стыря, подобно другим монашеским корпорациям, создавать территори альные монастырские службы за пределами Кольского Севера. Сама необ ходимость в создании подобных «представительств» Кандалакшского монастыря диктовалась не только соображениями коммерции. Располо женный на Крайнем Севере Московского государства монастырь не имел возможности элементарно содержать себя, опираясь исключительно на внутренние ресурсы. Практически все жизненно необходимые продукты доставлялись в Кандалакшу (как и в уезд в целом) из других регионов Се вера и Центра России. В первую очередь речь идет о хлебе и других зерно вых культурах, различных продуктах, ремесленных изделиях и т.д. В свою очередь и политика центральной власти по отношению к Кандалакшскому монастырю (так же как и к Печенгскому) во многом была продиктована необходимостью создавать пусть и минимальные условия для развития монастырской торговли. Сложившиеся еще в конце XVI в. монастырские службы располага лись в тех городах Севера России, которые являлись важнейшими торго выми центрами т.н. Сухоно-Двинского речного пути. Ими были Холмого- ры и Вологда. Два города представляли собой крайние точки речной 1РГАДА. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 2466. - Л. 87. 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz