Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Глава VI. Территориальное служвъ! Кандалакшского л!онаст"ыря в X V I I - X V I I I вв. Не имевший собственных вотчин и крепостных крестьян Пречистен­ ский монастырь своим основным доходом был обязан продаже соли и ры­ бы на рынках крупных городов Севера России. Специфическое экономиче­ ское положение монастыря (которое в значительной части может быть отнесено и к Троицкому Печенгскому монастырю), чье благосостояние за­ висело не от урожая, а от удачного промысла и благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке, не раз подчеркивалось в челобитных кандалакш­ ских монахов, подаваемых на имя московских царей во второй половине XVII в. Монастырь, по признанию монахов, «стоит подле море в студеном и каменном месте»; в отличие от других духовных корпораций, здесь «пашни нет и никакой хлеб не родитца, и не сеют, а крестьян... за мона­ стырем нет». Единственный источник дохода заключается в том, что «го­ сударевы богомольцы» от «соленых варниц» варят соль и отправляют ту соль «на Двину х Колмогорам на лодьях через море, а с Колмогор на судах на Вологду», где ее меняют на «хлеб и на обувное братии и работником в варницы и в пропитание и на одежду»1. Монахи специально заостряют внимание на промысловой и торговой стороне ведения хозяйственной жизни, в значительной степени (с их точки зрения) подверженной рискам, нежели занятие сельскохозяйственным трудом. Потребность вести торговлю эффективно вынуждало братию мона­ стыря, подобно другим монашеским корпорациям, создавать территори­ альные монастырские службы за пределами Кольского Севера. Сама необ­ ходимость в создании подобных «представительств» Кандалакшского монастыря диктовалась не только соображениями коммерции. Располо­ женный на Крайнем Севере Московского государства монастырь не имел возможности элементарно содержать себя, опираясь исключительно на внутренние ресурсы. Практически все жизненно необходимые продукты доставлялись в Кандалакшу (как и в уезд в целом) из других регионов Се­ вера и Центра России. В первую очередь речь идет о хлебе и других зерно­ вых культурах, различных продуктах, ремесленных изделиях и т.д. В свою очередь и политика центральной власти по отношению к Кандалакшскому монастырю (так же как и к Печенгскому) во многом была продиктована необходимостью создавать пусть и минимальные условия для развития монастырской торговли. Сложившиеся еще в конце XVI в. монастырские службы располага­ лись в тех городах Севера России, которые являлись важнейшими торго­ выми центрами т.н. Сухоно-Двинского речного пути. Ими были Холмого- ры и Вологда. Два города представляли собой крайние точки речной 1РГАДА. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 2466. - Л. 87. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz