Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

руют хозяйственный упадок Пречистенской обители. К 40-м годам XVIII в., констатирует И.Ф. Ушаков, «монастырь постоянно находился в долгах»1. Отдельный интерес в очерке о Кандалакшском монастыре представ­ ляют два раздела, которые, хотя и не входят в круг рассматриваемых нами вопросов, но еще должны стать предметом особого исследования. Речь идет об участии монастыря в распространении грамотности среди канда- лакшских крестьян и в борьбе с расколом во второй половине XVII столе­ тия2. Существенным недостатком рассматриваемого очерка является не­ полнота научно-справочного аппарата. Помимо того что использованные исследователем для написания очерка источники просто перечислены в разделе «Основная литература и источники», без четкого указания на страницы или листы (если речь идет об архивном деле), также приходится констатировать, что не все задействованные источники попали в этот раз­ дел. Дело здесь не в недобросовестности И.Ф. Ушакова, а в несовершенст­ ве самой публикации работ ученого в «юбилейном трехтомнике». Обра­ щение к машинописной рукописи работы показывает, что очерк имеет вполне хороший научно-справочный аппарат, который почему-то не вошел в «книжную» публикацию исследования. И все же приходится констатировать, что в очерке отсутствует под­ робный обзор источников, а ряд источников использован выборочно, без раскрытия тех особенностей, с которыми сталкивается историк при работе с ними. Безусловно, очерк И.Ф. Ушакова при всех критических замечаниях, которые были и еще будут высказаны, стал первым целостным исследова­ нием, посвященным различным моментам истории Пречистенской обите­ ли. Ряд аспектов проблемы не вызвал интереса у И.Ф. Ушакова: особенно­ сти социального состава крестьян Кандалакши (крестьяне, бобыли, казачки) и участие монастыря в формировании социальной структуры во­ лости; организация монастырских служб; взаимоотношения Кандалакш­ ского монастыря и волости с посадским миром Кольского острога и т.п. Нельзя не признать, что изучение всех перечисленных аспектов монастыр­ ской истории (и не только их) невозможно без предварительного выявле­ ния всего корпуса источников, имеющего отношение к волости Кандалак­ ша и к Пречистенскому монастырю. Одним из последних исследований, где затронута интересующая нас проблема, стала фундаментальная монография В.И. Иванова «Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII веках»3. Касаясь вопроса о 1Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 3. - С. 50. 2Там же. - С. 42-47. Иванов В.И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII вв.: Меха­ низм становления крепостного права. - СПб., 2007. Ранее соответствующий раздел 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz