Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Не останавливаясь на пересказе всего текста документа, отметим, что, по словам игумена Иоасафа, «во 165-м году блаженные памяти Никон патриарх имал за себя под дание в Колском остроге Печенской монастырь за Крестной монастырь, а наши соляные варницы были с печенскими смежны и по ево (патриарха. - С.Н .) заступе доправлено на нас (в) Печен ской монастырь убытков восмьсот рублев денег»1. Данный эпизод из истории Кандалакшского монастыря, как видим, относится к 1656/57 г. Правда, в показания игумена Иоасафа вкралась одна небольшая неточность: в действительности Печенгский монастырь был приписан к Крестному Онежскому монастырю в 1658 г., т.е. годом или двумя позже того срока начала конфликта, который указан в челобитной. Крестному монастырю благоволил патриарх Никон, а это, как известно, открывало возможности для патриарших любимцев решать спорные дела в свою пользу. Отметим, что к Кандалакшскому монастырю у патриарха бы ла особая неприязнь, вызванная тем, что отсюда из-под стражи удалось бежать одному из наиболее активных деятелей раскола протопопу Ивану Неронову2. Челобитная не конкретизирует места нахождения смежных печенг- ских и кандалакшских варниц. Но, зная о тех районах, где действовали усолья Печенгского монастыря, можно с уверенностью говорить о том, что смежными они могли быть только на р. Канде. Здесь, по описи 1658 г., у Печенгской обители было 2 варницы3. Заручившись поддержкой со стороны патриарха Никона, Печенгский монастырь смог взыскать на Кандалакшском 800 руб. К сожалению, в че лобитной не конкретизируется происхождение этих финансовых убытков, но можно предположить, что это могли быть те деньги, которые взимались в качестве соляной пошлины при провозе соли через Архангельскую и Холмогорскую таможни4. Конфликт имел продолжение и в первой половине 1660-х гг. По со общению кольского приказчика старца Серапиона, Печенгскому монасты'2 РГАДА. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 2466. - Л. 88. Ушаков И.Ф. Кольская земля. - С. 188; Он же. Раскольники // Он же. Избранные про изведения. - Мурманск, 1998. - Т. 3. - С. 15-18; Он же. «На Усть-Ниве реки...» //Там же. - С. 42-44; Он же. Ссылка на Кольский Север в досоветский период. - Мурманск, 2007.- С . 14-18. ^ СМИКП. - № 58. - С. 100. В связи с введением нового соленого налога местные монастыри не могли его уплачи вать в полном размере. Так, согласно данным книги сбора таможенных пошлин 1645-1646 гг., на Холмогорах печенгские и кандалакшские старцы были не в состоя нии выплатить новый соляной налог при провозе соли из Холмогор в Вологду. Нака пливавшиеся недоимки должны были быть уплачены на Москве самими старцами в приказе Большой казны. (См.: Крайковский А.В. Торговля солью на Русском Севере в 1630-1650-х годах. - С. 25.) 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz