Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

няли самую ответственную часть работы, связанную с варкой соли и по­ чинкой неисправного оборудования. Во всяком случае прозвище одного из них - Корнилко Поварок - как будто указывает на это1. В усольях было поставлено и 10 изб «для приходу работных людей». Монастырские работники, согласно источнику, рекрутировались из Канда­ лакшских крестьян и из крестьян «иных волостей»2. Одно из монастырских усолий находилось на т.н. «наемной земле». Об этой варнице в 1669 г. упоминали представители Кандалакшского мо­ настыря - черный дьякон Исидор и Кондратий Малой, участвовавшие в «прении» с печенгскими старцами и посадскими людьми Кольского остро­ га относительно раскладки податей для отправления различных повинно­ стей (содержание тюрьмы, съезжей избы, палача и т.п.)3. Показания Кан­ далакшских представителей, к сожалению, не конкретизируют места нахождения этой варницы. Как будет показано далее, это «безымянное» усолье может быть соотнесено с усольем монастыря, находившимся на территории Ковдской волости, где, как нам уже известно, Кандалакшский монастырь арендовал сенокосные угодья (см. выше). В рассматриваемый нами период монастырю принадлежала еще одна варница, право на распоряжение которой кандалакшские старцы утратили в результате конфликта с Печенгским монастырем. Об этом усолье нет упоминаний ни в писцовой книге 1608-1611 гг., ни в переписной книге Кольского уезда 1677-1679 гг. Молчание названных источников объясня­ ется тем, что усолье было приобретено монастырем и впоследствии утра­ чено (в промежутке между составлением упомянутых описаний уезда). Усолье, о котором идет речь, располагалось на р. Канде, где мона­ стырь владел тонями, закрепленными за ним еще по писцовому описанию 1608-1611 гг.4 Кандское усолье фигурирует в двух источниках: первый, недатированный, - это письмо приказчика Кольской монастырской служ­ бы старца Серапиона к приказчику Холмогорской службы старцу Иоасафу Мельцову; второй - челобитная государям Ивану и Петру Алексеевичам кандалакшского игумена Иоасафа (декабрь 1686 г.). Первый из названных источников относится к более раннему времени, чем второй, и может быть датирован в пределах первой половины 1660-х гг.5 Но, несмотря на это, челобитная раскрывает более ранний этап конфликта, чем письмо, что дает нам право в обращении к истории тяжбы сначала обратиться к ней. 1РГАДА- -Ф . 1209.-О п . 1 ,-К н . 15056. -Л . 37 об. 2 Там же. 3 Грамота 1697 г. - С. 403, 405. 4 Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 461. Основанием для датировки служит время исполнения должности приказчика Холмо­ горской службы Кандалакшского монастыря - старца Иоасафа Мельцова. В свою долж­ ность, по нашим наблюдениям, приказчик Иоасаф вступил не позднее июня 1660 г. и продолжал в ней оставаться, по данным известных нам источников, до 1665 г. 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz