Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

П.Ф. Тевятиным был передан не только за себя, но и за двух сыновей вкладчика - Ивана и Петра1. В ряде записей вкладной книги в качестве вкладов фигурируют це­ лые или части («полицы») цренов. Передача монастырю именно цренов, а не варничных мест, как кажется, подтверждает мнение Е.И. Заозерской о том, что крестьянское солеварение носило «кустарный» характер и не предполагало оборудование специальных мест для производства соли2. Усолья Кандалакшского монастыря впервые упоминаются в жало­ ванной грамоте Федора Ивановича (от 24 января 1592 г.), дарующей осво­ бождение обители на 2 года от уплаты таможенных пошлин при провозе соли и государственных податей с угодий и соленых варниц3. Согласно жалованной грамоте, за монастырем находилось 4 варницы. Текст источ­ ника нам известен только в пересказе описи монастырской документации (1742), из-за чего мы не можем сказать, где именно находились эти 4 соля­ ные варницы. Вопрос о локализации 4 монастырских усолий проясняет писцовая книга Алая Михалкова. 2 варницы располагались в Лувенгской губе: одна на наволоке, вторая в кути4. Следующие 2 варницы находились в Колвиц- кой губе5. Если взглянуть на карту (см. Приложение 1), то можно заключить, что все варницы стояли неподалеку от Белого моря, имея, тем самым, воз­ можность в получении необходимого для выварки соли рассола. Одно из вышеназванных усолий - Колвицкое - встречается и в двух записях вкладной книги монастыря, датируемых 1646/47 и 1649 гг. При этом в первой из них упоминается и имя монаха-приказчика, в ведении ко­ торого в этот момент находилось усолье. Этим приказчиком был старец Тарасий, принявший от Фомы Семенова сына Луховика в качестве вклада бочку рыбы6. Таким образом, монастырские варницы возникли на территории са­ мой волости, в местах традиционного рыбного и соленого промысла Кан­ далакшских крестьян. Спустя несколько десятилетий ситуация изменилась. Описание Кан­ далакши, произведенное в 1677/78 г., отмечает общее увеличение числа монастырских усолий. Переписная книга фиксирует за монастырем 5 усо- 1 Вкл. кн. - Л. 15 об. 2 Заозерская Е.И. Указ. соч. - С. 103. 3 Архив СПб. ИИ РАН. - Кол. 115. - № 20. - Л. 2 об. Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 461; Наволоком в языке поморов называется мыс. Кутом называют дальний угол или конец чего-либо. (См.: Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. - С. 77, 89.) Следовательно, вторая варница должна была на­ ходиться в конце Лувенгской губы. 5 Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 461. 6 Вкл. кн. - Л . 168 о б .-1 6 9 . 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz