Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
1608-1611 гг. Кандалакшский монастырь, помимо своего прямого наиме нования - Рождества Пречистой Богородицы, называется и Кокуевым мо настырем. Исходя из этого, И.Ф. Ушаков делает вывод о том, что остав шиеся монахи порьегубского монастыря перешли в Кандалакшу, пополнив состав Пречистенской братии и передав в новую для себя обитель часть угодий, которыми ранее владел Кокуев монастырь1. Напомним, что в некоторых дореволюционных исследованиях также отмечалось существование Кокуева монастыря. Однако никто из церков ных историков не высказывал предположение о возможном объединении двух монастырей в один. Статус монастыря внутри Кандалакшской волости рассматривается ученым лишь исходя из тех данных, что содержит писцовая книга Алая Михалкова. Встречающееся в писцовом описании определение монастыря как «опщего», с точки зрения И.Ф. Ушакова, говорит о том, что тот «вла дел угодьями совместно с волостью ... земельные угодья принадлежали и монашеской братии, и сельской общине...»2. Одной из особенностей мона стыря как хозяйственного центра была его безвотчинность. В отличие от всех остальных монастырей Кольского Севера, в том числе и местного, Печенгского монастыря, Кандалакшский не имел угодий в лопарских по гостах или в поморских волостях3. Основу экономического благополучия монастыря составляли варка и последующая продажа соли, а также прода жа на рынках Севера России добытой в сезон Мурманского морского про мысла рыбы. Ученый, опираясь на данные писцовых и переписных книг, отметил наличие у монастыря собственных соляных варниц и варничных мест (усолий), вкратце характеризуя особенности добычи соли на Крайнем Севере и отношения монастыря с наемными работниками4. Обратил внимание исследователь и на наличие у монастыря собст венных подворий в других городах Севера России5. Правда, эта краткая констатация так и осталась констатацией без выяснения особенностей ор ганизации монастырских служб в других городах, в том числе и в Коль ском остроге. Упразднение монастыря в середине XVIII в. ученый объясняет воз действием ряда экономических причин. Главную из них составляет появ ление на рынке Северо-Запада России более высокой по качеству соли (со- ли-пермянки), с которой не могла конкурировать выпариваемая из морской воды соль-морянка6. Данные переписных книг за 1710 и 1711 гг., а также сведения таможенных книг по Кольскому уезду за 1720-е гг. демонстри 1Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 3. - С. 38. 2Там же. - С. 39. 3 Там же. - С. 42. 4 Там же. - С. 48-49. 5Там же. - С. 48. 6 Там же. - С. 48. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz