Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

ницы, упоминаемые в писцовых описаниях Кольского Севера середины XVI в., первоначально принадлежали крестьянам. Весь процесс производ­ ства на таких варницах велся либо силами отдельного крестьянского хо­ зяйства, либо силами складнических объединений1. Другими словами, производство соли в таких масштабах способно было обеспечить личные и промысловые потребности одного или нескольких крестьянских хозяйств. Скупка варниц монастырскими организациями приводила к изменению всего процесса выварки соли: в усольях использовался труд не только профессиональных рабочих (поваров, цренных мастеров, подварков и т.п.), но и многочисленных наемных работников, выполнявших различные виды трудоемких работ (прежде всего, рубку леса и доставку дров к варницам). Судить о степени развития соляного промысла среди крестьян Кан­ далакши во второй половине XVI - начале XVII вв. достаточно трудно. Напомним, что писцовые описания Кандалакши «письма» Василия Агали­ на, по всей видимости, не сохранились, а в более поздней писцовой книге Алая Михалкова отсутствует описание собственно самой Кандалакшской волости. О наличии в Кандалакше крестьянского солеварения позволяет су дить, пусть и в минимальной степени, вкладная книга Кандалакшского мо­ настыря. Так, среди вкладчиков, упомянутых как в основном содержании источника, так и в описи монастырского имущества, встречаются и те, кто передавал обители «варничные» места. В 1579/80 (или в 1580/81) г. некий Олфер Филиппов сын в качестве вклада передал монастырю варницу. Вар­ ница, как позволяет судить запись, включала в себя и хозяйственные по­ стройки («и з клетми и з двором»)2. Два вкладчика, известных нам по описи монастырского имущества, - Прокофий и Петр Нестерев Анашевы дети - в качестве вклада передали монастырю в общей сложности 1 «цренное место»3. Запись и в этом случае дает возможность увидеть хозяйственную структуру «цренных мест». Так, они состояли из клетей и «колодезя». В клетях, как можно предполагать, хранились необходимый инвентарь и вываренная соль. Сами «цренные места» обоих вкладчиков находились на р. Лувенге, там же, где действова­ ли и усолья самого Кандалакшского монастыря. Если запись о вкладе «цренного места» братьев Анашевых не может быть точно датирована, то о другом подобном вкладе, также «географиче­ ски соотносившемся» с р. Лувенгой, можно сказать более определенно ка­ сательно времени его передачи монастырю. Так, в 1586/87 г. Прокопий Федоров сын Тевятин вкладом в монастырь передал «полместа варничного в Лувенги на Усть-Лувонги реки». Вклад, как об этом указывает запись, 1 Розен Б.Е. Указ. соч. - С. 63-65; Заозерская Е.И. Указ. соч. - С. 103, 143. 2 Вкл. кн. - Л. 9. 3 Там ж е .-Л . 230. 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz