Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
ницы, упоминаемые в писцовых описаниях Кольского Севера середины XVI в., первоначально принадлежали крестьянам. Весь процесс производ ства на таких варницах велся либо силами отдельного крестьянского хо зяйства, либо силами складнических объединений1. Другими словами, производство соли в таких масштабах способно было обеспечить личные и промысловые потребности одного или нескольких крестьянских хозяйств. Скупка варниц монастырскими организациями приводила к изменению всего процесса выварки соли: в усольях использовался труд не только профессиональных рабочих (поваров, цренных мастеров, подварков и т.п.), но и многочисленных наемных работников, выполнявших различные виды трудоемких работ (прежде всего, рубку леса и доставку дров к варницам). Судить о степени развития соляного промысла среди крестьян Кан далакши во второй половине XVI - начале XVII вв. достаточно трудно. Напомним, что писцовые описания Кандалакши «письма» Василия Агали на, по всей видимости, не сохранились, а в более поздней писцовой книге Алая Михалкова отсутствует описание собственно самой Кандалакшской волости. О наличии в Кандалакше крестьянского солеварения позволяет су дить, пусть и в минимальной степени, вкладная книга Кандалакшского мо настыря. Так, среди вкладчиков, упомянутых как в основном содержании источника, так и в описи монастырского имущества, встречаются и те, кто передавал обители «варничные» места. В 1579/80 (или в 1580/81) г. некий Олфер Филиппов сын в качестве вклада передал монастырю варницу. Вар ница, как позволяет судить запись, включала в себя и хозяйственные по стройки («и з клетми и з двором»)2. Два вкладчика, известных нам по описи монастырского имущества, - Прокофий и Петр Нестерев Анашевы дети - в качестве вклада передали монастырю в общей сложности 1 «цренное место»3. Запись и в этом случае дает возможность увидеть хозяйственную структуру «цренных мест». Так, они состояли из клетей и «колодезя». В клетях, как можно предполагать, хранились необходимый инвентарь и вываренная соль. Сами «цренные места» обоих вкладчиков находились на р. Лувенге, там же, где действова ли и усолья самого Кандалакшского монастыря. Если запись о вкладе «цренного места» братьев Анашевых не может быть точно датирована, то о другом подобном вкладе, также «географиче ски соотносившемся» с р. Лувенгой, можно сказать более определенно ка сательно времени его передачи монастырю. Так, в 1586/87 г. Прокопий Федоров сын Тевятин вкладом в монастырь передал «полместа варничного в Лувенги на Усть-Лувонги реки». Вклад, как об этом указывает запись, 1 Розен Б.Е. Указ. соч. - С. 63-65; Заозерская Е.И. Указ. соч. - С. 103, 143. 2 Вкл. кн. - Л. 9. 3 Там ж е .-Л . 230. 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz