Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Махилева в районе становища Лавышево1. На последнем становище, как показывал обвиняемый, крестьянин жил в избе кандалакшского крестья нина Левина (имя крестьянина Павел Черемной не помнил). Рядом с избой, по свидетельству П. Черемного, стоял стан Кандалакшского монастыря, но сам обвиняемый «монастырского стана не розсекал, и анбарных кровлей и дверей не возил и не имал, и ничего не жег»2. В этом крестьянин ссылался на свидетельства кандалакшских крестьян, работавших в тот сезон на мо настырском промысле3. Позже показания дал еще один участник промысла, ставший очевид цем тех событий. Этим свидетелем выступил кандалакшский крестьянин Иван Ржаников, ранее упомянутый в прошении наместника Пахомия и по признанию которого промышленник Сергей («а чей сын и прозвания не знает») снял доски с кровли, унес дверь с монастырского амбара и «раз бил» поварню. Украденное имущество было использовано для нужд амба ра промышленника Алексея Голодного4. Спустя 3 года после произошедших событий случилось еще одно происшествие, также нанесшее ущерб монастырскому промыслу на Мур мане. В своей новой челобитной уже знакомый нам наместник Пахомий жаловался архиерею на иеромонаха Печенгского монастыря Иосифа, кото рый летом 1731 г. в Кольском остроге взял на время «промышленное суд но» Кандалакшского монастыря и отправился на нем в Архангельск5. Здесь, в губернской столице, ушлый иеромонах продал чужое судно, в ви ду чего, по словам челобитчика, «рыбной промысел остановился и в мана- стыре чинитца великое оскудение»6. Челобитная содержала и другие обвинения, связанные с незаконным присвоением и удержанием церковных предметов Кандалакшского мона стыря печенгским иеромонахом7. 1 ГААО. - Ф. 831. - On. 1. - Д. 1765. - Л. 2-2 об. Любопытно, что в показаниях Павла Черемного название становища Лавышево звучит несколько искаженно и, видимо, передает распространенное произношение этого топонима в среде промышленни ков ... берега Поморья, откуда и происходил сам обвиняемый. Становище промыш ленник называет то Лабижево, то Лабажова. Поясняя при этом, что «в челобитье (на местника Пахомия. - С.Н.) ... написано Лаушево, и про то он становище не знает, толко он и протчие промышленики называют Лабажево». (Там же. - Л. 2 об.) 2 Там же. - Л. 2 об. 3 Там же. 4 Там же. - Л. 3. 5 Там же. - Д. 1 9 7 9 .-Л . 1. 6 Там же. - Л. 1-1 об. 7 Так, согласно наместнику Пахомию, иеромонах Иосиф, будучи еще в сане дьякона, взял в Кандалакшском монастыре церковные сосуды («жалованные императорского величества») и стихарь. Изъятие церковных вещей производилось со ссылкой на не кий «приказ» архиерейской казны, который не был предъявлен в письменном виде, и с целью восполнить утраты Печенгского монастыря в церковном имуществе, поне сенные в результате пожара. Впоследствии церковные сосуды были заложены «ку 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz