Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Одно из наиболее поздних приобретений, фиксируемых вкладной книгой на Мурманском берегу, на становище Лок-наволок, было сделано в 1635 г. На этот раз в качестве вкладчика выступил один из старцев самой Пречистенской обители монах Иона Широкий, передавший родному мона стырю незначительную (в сравнении с предшествующими вкладами) часть своих прав на распоряжение промысловыми постройками. Вкладная за пись их определяет как «в-ызбе шестая доля»1. Возможно, в период после составления писцового описания Алая Михалкова Кандалакшский монастырь приобрел либо полностью, либо частично становище Куванцы, также находившееся в районе п-ова Рыба чий. О кратком периоде распоряжения названным становищем Кан лакшским монастырем сообщает грамота царя Михаила Федоровича (от 08.08.1629 г.), предписывающая кандалакшским старцам вывезти со становища «избы» и воспрещающая производить на нем лов рыбы. До на стоящего времени этот документ, по всей видимости, не сохранился. О грамоте нам становится известно благодаря т.н. «офицерской» описи имущества и документации Троицкого Печенгского монастыря, состав ленной в 1757 г.2 В конце XIX в. с этим документом был знаком церков ный историк о. Никодим (Кононов), оставивший его краткое описание в одной из глав своей работы, посвященной истории Трифонова Печенгско го монастыря, где содержался перечень документов монастырского архи ва3. Монастырский архив был восстановлен в конце XIX в. благодаря ак тивной просветительской деятельности настоятеля Печенгского монастыря (возрожден в 1886 г.) игумена Ионафана. В кратком описании царской грамоты, составленной о. Никодимом (Кононовым), содержится одно немаловажное обстоятельство: дело по спорному вопросу между Кандалакшским и Печенгским монастырями рас сматривалось кольским воеводой Григорием Зловидовым4. О каком именно становище Куванцы идет речь, со всей определе ностью сказать трудно. Дело в том, что, согласно писцовой книге 1608-1611 гг., на западном берегу Мурмана было 3 становища с одно именным названием: Лопские Куванцы, Средние Куванцы и Третьи Ку ванцы5. Несмотря на это, полагаем, что писцовое описание Мурмана и не- сохранившаяся грамота 1629 г. содержат определенные географические 1 Вкл. кн. - J1. 148 об. - 149. 2 К истории Трифоно-Печенгского монастыря // АЕВ. - № 24. - 1896. - 30 декабря. - С. 698. 3 Иером. Никодим (Кононов). Преподобный Трифон, просветитель лопарей, Печенг ский чудотворец, и церковно-историческое значение основанной им обители. - СПб., 1898.- С . 18-23. 4 Там же. - С. 21. 5 Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 426. 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz