Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
вищ на западном берегу Мурмана может быть разрешен при обращении к записям вкладной книги монастыря. Так, в августе 1592 г. в качестве вклада в монастырь передал свой «живот» Федор Валчяк. Значительную часть вклада составляли орудия промысла, а также и недвижимость, которой были «полизбы да 2 ские» в Лок-наволоке, а также «в остроге чюлан в Кол(с)ком»'. В том же становище располагались хозяйственные постройки еще одного монастырского вкладчика - Ильи Анкудинова. Свой вклад, состо явший из «полизбы, да полсеней, да полвежи» на становище Лок-наволок, Илья передал в Пречистенскую обитель в 1592 г.2 Писцовая книга, напомним, на становище Лок-наволок фиксирует лишь одну хозяйственную постройку, принадлежавшую монастырю, да и то не целиком, а как совладение с промышленником Бориской Малым. Возможно, в промежутке между 1592 г. и 1608 г. (временем писцового описания Мурманского берега) монастырь уже успел продать эти построй ки каким-то другим промышленникам. В числе промысловых построек, полученных Кандалакшским мона стырем в качестве вклада в конце XVI в., были и хозяйственные строения в становище Лазарево. Так, в 1590 г. (позднее августа) в качестве вклада пе редал в Лазоревом становище треть избы Матфей Иванов сын3. Спустя 2 года (17 августа 1592 г.) им же была передана еще, видимо оставшаяся, треть избы в том же становище вместе с судовыми и рыболовными сна стями4. Надо отметить, что писцовая книга Алая Михалкова в становище Лазарево уже не фиксирует промысловых построек кандалакшских стар цев. Среди владельцев одной избы, располагавшейся на этом становище, книга называет некоего Ваську Бородина и кандалакшанина Федьку Ново деревенского5. Последний известен как монастырский вкладчик. Зная это обстоятельство, можно высказать предположение, что принадлежащая Фе дору Новодеревенскому часть промысловой избы была им приобретена у Пречистенского монастыря после 1592 г. Писцовая книга Алая Михалкова знает и владения монастыря на ста новище Кегор (изба и ския)6, являвшемся в XVI-XVII вв. центром между народной торговли на Крайнем Севере Московского государства7. К сожале нию, такой источник, как вкладная книга, не проясняет обстоятельств и вре мени приобретения части этого становища Кандалакшским монастырем. 1 Вкл. кн. - JI. 34 об. 2 Там же. - Л. 39 об. 3 Там же. - Л. 27 об. 4 Вкл. кн. - Л. 34. 5 Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 427. 6 Там же. - С. 428. 7 Ушаков И.Ф. И П ,-Т . 1 . - С. 76-77; Державин В.В. Северный Мурман в XVI-XVII вв. - С. 88-89. 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz