Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
верных монастырей Московского государства к середине XVII в., как явст вует из описи монастырского имущества, составленной в 1658 г., владел здесь луком угодий, 3 сенными теребами, дворовым местом, соляной вар ницей с хозяйственными постройками1. Перепись владений Валаамского монастыря в Ковде (1666 г.) еще более проясняет конкретное местонахождение этих угодий. Так, из пере писи старца Селевкия следует, что Пречистенский монастырь владел сен ными «розчистями» за о. Ругозером2. Эта «розчисть» находилась в «окру жении» угодий Валаамского монастыря. Ежегодно с этого сенокоса монастырь снимал по 40 возов сена3. В июне 1663 г., как явствует из письма кандалакшского игумена, прибывшие на арендованные земли монастырские работники и служки столкнулись с противодействием со стороны ковдских крестьян. По сло вам игумена Иоасафа, крестьяне потребовали вернуть кортомные сенокосы им, мотивируя свои претензии тем, что «мы-де подводы ставим за Паякан- ския покосы». В случае отказа вернуть кортомные покосы крестьяне гро зились их отнять силой и передать приказчику Чернорецкого усолья Соло вецкого монастыря. Монастырские работники и служки наотрез отказались, заявив крестьянам: «То у кого мы кортомим, тому и кортому дадим»4. Получив отказ, крестьяне прибегнули к хитрости: они на время по просили у кандалакшского служки кортомную грамоту и не вернули ее, передав документ приказчику Чернорецкого усолья старцу Ивану . В ответ на жалобу и просьбу кандалакшского игумена Иоасафа вер нуть кортомные покосы, а также направить в Ковду межевалыцика для от вода угодий строитель Крестного монастыря Исайя направил письмо соло вецкому архимандриту Варсонофию. Нам известен черновик этого письма, в котором строитель Исайя требовал вернуть отнятые незаконно сенные покосы Кандалакшским старцам. В противном случае Исайя грозился «би та челом великому государю»6. Несмотря на то что исход этого конфликта нам не известен, можно предполагать, что все же он завершился в пользу Кандалакшского мона стыря. Совсем не случайно, спустя 3 года после известия об этом столкно вении монастыря с ковдскими крестьянами, в переписи угодий Валаамско го монастыря в Ковде 1666 г. вновь встречается упоминание о сенных покосах Кандалакшского монастыря в Пояконде. О ковдских угодьях Пречистенской обители сообщает и приходно 1 СМИКП. - № 58. - С. 95. 2 ОР РЫБ. - Ф. 1283. - № 19. - Л. 6. 3 Там же. *РГАДА .-Ф . 1195.-Оп. З .- Д . 1 1 6 .-Л . 1. Там ж е .-Д . 58. - Л. 1. 6 Там. ж е .-Л . 2. 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz