Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

корга (2 тони носили это название)1. Последнее наименование очень пока­ зательно, поскольку Пречистенский монастырь назывался еще и Кокуевым. Кандалакшский монастырь, в отличие от Печенгского, не имел уго­ дий в саамских погостах. И.Ф. Ушаковым было подмечено, что вотчины Печенгского и ряда других, не местных, а «пришлых» в Кольском уезде монастырей, включавшие в себя саамские погосты, располагались на при­ брежной (по берегу Баренцева моря) территории, богатой рыбой и мор­ ским зверем. Те же саамские погосты, что существовали вдоль «тракта» от Кандалакши до Кольского острога, не раздавались в вотчинное владение монастырям. По справедливому замечанию ученого, этой мерой власть стремилась сохранить участие саамов в отправлении такой важной госу­ дарственной повинности, как ямская гоньба2. Кроме этого, нельзя забывать, что Кандалакшский монастырь возник на значительном удалении от саамских погостов. Наиболее близкими для не­ го были два: Екостровский и Бабинский погосты, расположенные в 60 вер­ стах от волости и монастыря3. В то же время Печенгский монастырь стал соз­ давать свое хозяйство в районе проживания нескольких саамских селений. И все же отдельные части угодий в саамских погостах были и за Пречистенской обителью. Так, по данным писцовой книги Алая Михалко­ ва, монастырь владел угодьями ковдозерских лопарей («половина Тудо- озеро и Кольекорги»)4, которые им были приобретены по купчей «ковдо­ зерских же лопарей Пронки Васильева сына да Федки Аикасарова сына»5. Полученные по купчим угодья ковдозерских лопарей Кандалакш­ ским монастырем использовались для вылова речной, т.н. «белой», рыбы, которая шла не столько на продажу, сколько на удовлетворение личных потребностей самой монашеской братии. Единичный факт приобретения Кандалакшским монастырем угодий у ковдозерских лопарей опровергает мнение исследователей, утверждав­ ших, что рост владений этой духовной корпорации происходил в том чис­ ле и за счет скупки саамских угодий6. 1Никольский Вс.В. Указ. соч. - С. 156. Корга - морская отмель, обнажающаяся при от­ ливе. (См.: Меркурьев И.С. Указ. соч. - С. 71.) 2Ушаков И.Ф. Указ. соч. - С. 119. 3СМИКП. - № 27. - С. 61. 4 Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 462. Согласно данным М.Г. Кучинского, Ковдозер- ский погост известен только писцовой книге Алая Михалкова и не встречается в дру­ гих источниках. Позже этот лопарский погост вошел в состав Ковдской волости. Сам же ковдозерский погост исследователем относится к группе т.н. «лешелопских погос­ тов», располагавшихся на территории северной Карелии и современной Финляндии. (См.: Кучинский М.Г. Социальная организация саами Кольского уезда в XVI-XV1II вв.: Источники и методы реконструкции: Дис. ... к.и.н. - М., 2007. - С. 135-136.) 5Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 462. 6 Устюгов Н.В. Саамы // Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в. / Под ред. А.А. Новосельского, Н.В. Устюгова. - М., 1955. - С. 772. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz