Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
корга (2 тони носили это название)1. Последнее наименование очень пока зательно, поскольку Пречистенский монастырь назывался еще и Кокуевым. Кандалакшский монастырь, в отличие от Печенгского, не имел уго дий в саамских погостах. И.Ф. Ушаковым было подмечено, что вотчины Печенгского и ряда других, не местных, а «пришлых» в Кольском уезде монастырей, включавшие в себя саамские погосты, располагались на при брежной (по берегу Баренцева моря) территории, богатой рыбой и мор ским зверем. Те же саамские погосты, что существовали вдоль «тракта» от Кандалакши до Кольского острога, не раздавались в вотчинное владение монастырям. По справедливому замечанию ученого, этой мерой власть стремилась сохранить участие саамов в отправлении такой важной госу дарственной повинности, как ямская гоньба2. Кроме этого, нельзя забывать, что Кандалакшский монастырь возник на значительном удалении от саамских погостов. Наиболее близкими для не го были два: Екостровский и Бабинский погосты, расположенные в 60 вер стах от волости и монастыря3. В то же время Печенгский монастырь стал соз давать свое хозяйство в районе проживания нескольких саамских селений. И все же отдельные части угодий в саамских погостах были и за Пречистенской обителью. Так, по данным писцовой книги Алая Михалко ва, монастырь владел угодьями ковдозерских лопарей («половина Тудо- озеро и Кольекорги»)4, которые им были приобретены по купчей «ковдо зерских же лопарей Пронки Васильева сына да Федки Аикасарова сына»5. Полученные по купчим угодья ковдозерских лопарей Кандалакш ским монастырем использовались для вылова речной, т.н. «белой», рыбы, которая шла не столько на продажу, сколько на удовлетворение личных потребностей самой монашеской братии. Единичный факт приобретения Кандалакшским монастырем угодий у ковдозерских лопарей опровергает мнение исследователей, утверждав ших, что рост владений этой духовной корпорации происходил в том чис ле и за счет скупки саамских угодий6. 1Никольский Вс.В. Указ. соч. - С. 156. Корга - морская отмель, обнажающаяся при от ливе. (См.: Меркурьев И.С. Указ. соч. - С. 71.) 2Ушаков И.Ф. Указ. соч. - С. 119. 3СМИКП. - № 27. - С. 61. 4 Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 462. Согласно данным М.Г. Кучинского, Ковдозер- ский погост известен только писцовой книге Алая Михалкова и не встречается в дру гих источниках. Позже этот лопарский погост вошел в состав Ковдской волости. Сам же ковдозерский погост исследователем относится к группе т.н. «лешелопских погос тов», располагавшихся на территории северной Карелии и современной Финляндии. (См.: Кучинский М.Г. Социальная организация саами Кольского уезда в XVI-XV1II вв.: Источники и методы реконструкции: Дис. ... к.и.н. - М., 2007. - С. 135-136.) 5Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 462. 6 Устюгов Н.В. Саамы // Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в. / Под ред. А.А. Новосельского, Н.В. Устюгова. - М., 1955. - С. 772. 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz