Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
предположения самого общего порядка о том, что монастырь, располагав ший к 1574 г. двумя храмами и хозяйственными постройками, не мог бы всем этим обзавестись (если признать датой его возникновения начало 50-х гг. XVI в.) за одно - два десятилетия. Этот «аргумент» в одной из по следних работ Е.Ф. Разина выливается в форму общего недоумения: «Вы ходит, что после жалованной грамоты царя (Ивана Грозного. - С.Н.) про шло всего двадцать лет, а в устье реки Нивы вырос монастырь с несколькими церквами. И еще мы не знаем, что входило во владение этого монастыря, ведь нужны и келии для монахов, и как мы сейчас называем - производственные помещения...»'. Больший интерес представляют замечания Е.Ф. Разина по второй проблеме, привлекшей его внимание, касающейся статуса волости Канда лакши по отношению к монастырю. Им было обращено внимание на то, что в писцовой книге Алая Михалкова содержится подробное описание монастыря, но полностью отсутствует описание волости Кандалакша. По добное положение вещей краеведом было замечено и на материале другого источника - КБЧ, где в номенклатуре поселений юга Кольского п-ова Кан далакша обозначается как монастырь. Загадочная подмена понятий «во лость» и «монастырь» в источниках рубежа XVI-XVII вв. зародила в соз нании краеведа вопрос об административно-территориальном статусе Кандалакши. Знакомство краеведа со статьей В.В. Знаменского о древне русском приходе, опубликованной еще в начале XX в., позволило ему най ти ответ на поставленный вопрос. Первоначально, как считал Е.Ф. Разин, вокруг монастыря (основанного в 1526 г.) возникли сельские поселения. Отсюда и определение монастыря, встречающееся в писцовой книге Алая Михалкова - «монастырь опщей», которое может пониматься в качестве характеристики статуса всего поселения Кандалакша2. Монастырь и во лость составляли неразрывное целое и, таким образом, Кандалакша в пе риод XVI-XVII вв. может рассматриваться как монастырская волость. Суждения Е.Ф. Разина, особенно по поводу вопроса о статусе и вре мени возникновения Кандалакши, были подвергнуты критическому разбо ру И.Ф. Ушаковым в одной из региональных газет3. В частности, извест ным историком Севера России отмечалось, что упоминание волости Кандалакша, наряду с Кандалакшским монастырем, все же присутствует в писцовой книге Алая Михалкова. Что касается определения писцовой кни ги - «монастырь опщей», то оно относится не к статусу всей волости, как думал Е.Ф. Разин, а к хозяйственной деятельности монастыря и волости, совместно ведавшими промысловыми угодьями в Кандалакше. Время воз 1Разин Е.Ф. Кандалакша: азбука истории. - Апатиты, 2001. - С. 26. 2 Разин Е.Ф. Стоял «монастырь опщей». - С. 2; Был когда-то в Кандалакше монастырь. - С. 2. 3 Ушаков И.Ф. Старинная Кандалакша // Комсомолец Заполярья. - 1991. - 11 ноября. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz