Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

К истории Кандалакшского монастыря Е.Ф. Разин вновь вернулся уже в 1990-е гг. Поводом в обращении к старому сюжету послужило пере­ издание в 1991 г. работы «Кандалакша», которая на этот раз принадлежала перу исключительно Е.Ф. Разина1. Знакомство с разделом, посвященным истории монастыря2, позволяет считать, что его фактический материал ос­ тался тем же, каким он был в ранее опубликованной книге с одноименным названием. Единственное исключение, встречающееся в содержательной части интересующей нас главы, относится к дате возникновения монасты­ ря. Напомним, что если ранее, вслед за И.Ф. Ушаковым, время появления Пречистенского Рождественского монастыря Е.Ф. Разин относил к 1553/54 гг., то в новом издании работы этот вопрос был обойден молчани­ ем. Это «упущение», как будет показано далее, не есть следствие невнима­ тельности автора «Кандалакши». В действительности, как раз в это же са­ мое время, когда в свет вышла книга, в региональной прессе (областной и районной) появляются статьи Е.Ф. Разина, в которых тот пытался пере­ смотреть вопрос о времени возникновения монастыря и, шире, самой во­ лости Кандалакша. Для того чтобы была понятна подоплека рассуждений Кандалакш­ ского краеведа, оговоримся, что все его выступления в региональной печа­ ти являлись полемикой и критикой тех оценок относительно ранней исто­ рии Пречистенского монастыря, которые содержались в работах И.Ф. Ушакова по истории Кольского края XVI-XVII вв. Особый интерес краеведа привлекали два аспекта проблемы, связанных с ранней историей монастыря: время его появления и статус, не сформулированный явно, но присутствующий в его рассуждениях, - статус волости Кандалакша в XVI-XVII вв. по отношению к монастырской организации. В решении первой проблемы Е.Ф. Разин пошел по тому пути, по кото­ рому двигались его предшественники, кандалакшские краеведы из числа приходского духовенства волости. Известие Ростовской летописи об освя­ щении в Кандалакше церкви Иоанна Предтечи в 1526 г. послужило для Е.Ф. Разина, так же как и для краеведов начала XX столетия, достаточным ос­ нованием для признания этой даты как точки отсчета истории монастыря3. Высказанное предположение краевед пытался аргументировать ря­ дом соображений, которые при всем желании нельзя рассматривать в каче­ стве серьезных научных доводов. Роль подобных «аргументов» в рассуж­ дениях Е.Ф. Разина о времени возникновения монастыря выполняли 1Разин Е.Ф. Кандалакша. - Мурманск, 1991. 2Там ж е .-С . 17-22. Разин Е.Ф. Стоял «монастырь опщей». Это было в старину // Полярная Правда. - 1991. - 10 октября. - С. 2; Был когда-то в Кандалакше монастырь... // Наша Память. Частная газета. - 1996. - № 6 (август). - С. 1-2; Фундамент у подножья горы Кресто­ вой // Наука и бизнес на Мурмане. - Сер. История и право: Храмы Кольского Севе­ ра. - 1999. -№ 3. - С. 39. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz