Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
(Устюг Великий, Тотьма и Вологда) в значительных объемах соленую про дукцию1. Таким образом, рассматривать монастырское хозяйство региона, по лагаю, необходимо во всех его трех «ипостасях»: вотчинные угодья, сло жившиеся внутри крестьянской общины (Кандалакшская волость); промы словые становища на Мурманском берегу и, наконец, монастырские усолья, действовавшие в различных частях Кандалакшского побережья Бе лого моря. Обратимся к первой составляющей хозяйственной «триады» Кандалакшского монастыря. А. Хозяйственная деятельность Пречистенского монасты ря в Кандалакшской волости. К моменту создания монастыря в Канда лакше уже существовала особая система распределения угодий между кре стьянами. Имеющиеся в Кандалакше водные, сенокосные и лесные угодья распределялись между крестьянами на условные единицы, получившие наименования луков. Подобный порядок распоряжения угодьями присут ствовал, о чем уже было замечено, и во всех других русских волостях уез да, не исключая Кольского острога. Наиболее обстоятельно порядок лу- ковладения на материале волости Варзуга Терского берега изучил А.И. Копанев2. В частности, исследователь отметил, что все угодья (преж де всего семужьи тони) волости составляли общинную неделимую собст венность. С этим положением вынуждены были считаться и монастыри- феодалы, активно скупавшие крестьянские угодья начиная с 70-80-х гг. XVI в. Лук, в таком случае, «являлся определенной единицей, по которой волость могла установить размер участия каждого хозяина в промысле (как в трудовом отношении, так и в отношении доли продукта), в податях, мирских сборах и повинностях»3. Представляя собой долю в общей массе общинных угодий, лук, в то же время, являлся и определением доли труда, который могла вложить та или иная крестьянская семья в эксплуатацию природных ресурсов волости. В последнем случае во внимание принимал ся не только количественный состав семьи, но и ее экономические воз можности (учитывая прежде всего орудия промысла), включающие уро вень доходов. Распределение луков в Варзуге происходило через своеобразные волостные торги, на которых крестьяне, в зависимости от уровня благосостояния, приобретали то или иное количество луков. Количество луков для каждой волости, формы распределения уго дий, как показал в своей докторской диссертации И.Ф. Ушаков, на Коль 1В недавнее время вопрос об участии некоторых монастырей Севера России в соляной торговле в середине XVII в. был затронут в диссертации А.В. Крайковского. (См.: Крайковский А.В. Торговля солью на Русском Севере в 1630-1650-х гг.: Д и с.... к.и.н.- СПб., 2005.) Хотя автор специально и не касался проблемы участия в торговле мона- старей Кольского уезда - Печенгского и Кандалакшского. Копанев А.И. Указ. соч. 3 Там ж е .-С . 182-183. 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz