Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

стырь выставлял 1 карбас, а посад - 2 1. Злоупотребления кольских стрельцов не были чем-то исключитель­ ным и не могут рассматриваться как проявление злоупотреблений власти кольского воеводы Д.И. Унковского. Притеснения и неоправданные требо­ вания со стороны государевых посыльных были общим правилом во взаи­ моотношениях с податным населением, не исключая и монастырь, кото­ рый, наравне с крестьянами и бобылями Кандалакши, нес всю тяжесть ямской повинности. Монастырь не раз становился жертвой притеснений, исходивших от царских посыльных и гонцов. В июле 1624 г. игуменом Сильвестром была подана челобитная на имя царя Михаила Федоровича, где живописались те тяготы, с которыми сталкивался монастырь при про­ езде через Кандалакшу посыльных в Колу и обратно. Текст челобитной не сохранился, но сохранилась царская грамота, ставшая ответом на жалобы монахов. Тогда же, в 1624 г., была выдана грамота «с прочетом» на имя кольского воеводы П.М. Юшкова. Проблемы, с которыми сталкивался мо­ настырь, носили, если так можно сказать, хронический характер, посколь­ ку в 1655/56 г. последовала новая челобитная на царское имя, на этот раз от игумена Феодосия. В ответ на новую просьбу была выдана еще одна грамо­ та с прочетом в январе 1656 г. на имя кольского воеводы Б.Г. Благово. Вкратце охарактеризуем этот документ. Итак, первоначально, со­ гласно доношению игумена Сильвестра и игумена Феодосия, впоследствии посланники и гонцы «емлют-де у них (у монастыря. - С.Н.) подводы силь­ но не по нашему указу и не по подорожным, въдвое и вътрое, для своей корыс[ти]». В летнее время посланники брали у монастыря речные суда с гребцами («человек по пяти»), причем если через Кандалакшу одновре­ менно проезжало несколько посыльных, то каждый из них норовил полу­ чить судно исключительно для себя. Кроме того, если гонцу все же прихо­ дилось добираться до места назначения пешком, то монастырь выплачивал денежную компенсацию такому «туристу» поневоле. Монастырские власти предоставляли гонцам и «лопскую одежду» в зимнее время, состоявшую из рукавиц, шубы, теплых сапог («каньги»). Ра­ зумеется, в ходе долгого путешествия (расстояние от Кандалакшы до Колы составляло около 300 верст) одежда, выданная гонцу, приходила в негод­ ность. По словам челобитчиков, «а которое-де плате отдают, и то созжоно и вымочено». Царский указ, ответственность за исполнение которого была возло­ жена на кольского воеводу, предписывал гонцам и посыльным «как прилу- читц(е) летом человека три или четыре, провожати в Колу и назат по море в одном судне за однеми гребцы, и за пешую ходбу деньги велети б им 1Письмо строителя Кольского Печенгского монастыря, иеромонаха Лаврентия к архи­ епископу Афанасию / Акты и материалы, собранные в Холмогорском и Спасо- Преображенском соборе. (Публ. подг. Ф. Харевичем) // Труды Архангельского стати­ стического комитета за 1865 г. - Архангельск, 1866. - С. 52. 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz