Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
стырь выставлял 1 карбас, а посад - 2 1. Злоупотребления кольских стрельцов не были чем-то исключитель ным и не могут рассматриваться как проявление злоупотреблений власти кольского воеводы Д.И. Унковского. Притеснения и неоправданные требо вания со стороны государевых посыльных были общим правилом во взаи моотношениях с податным населением, не исключая и монастырь, кото рый, наравне с крестьянами и бобылями Кандалакши, нес всю тяжесть ямской повинности. Монастырь не раз становился жертвой притеснений, исходивших от царских посыльных и гонцов. В июле 1624 г. игуменом Сильвестром была подана челобитная на имя царя Михаила Федоровича, где живописались те тяготы, с которыми сталкивался монастырь при про езде через Кандалакшу посыльных в Колу и обратно. Текст челобитной не сохранился, но сохранилась царская грамота, ставшая ответом на жалобы монахов. Тогда же, в 1624 г., была выдана грамота «с прочетом» на имя кольского воеводы П.М. Юшкова. Проблемы, с которыми сталкивался мо настырь, носили, если так можно сказать, хронический характер, посколь ку в 1655/56 г. последовала новая челобитная на царское имя, на этот раз от игумена Феодосия. В ответ на новую просьбу была выдана еще одна грамо та с прочетом в январе 1656 г. на имя кольского воеводы Б.Г. Благово. Вкратце охарактеризуем этот документ. Итак, первоначально, со гласно доношению игумена Сильвестра и игумена Феодосия, впоследствии посланники и гонцы «емлют-де у них (у монастыря. - С.Н.) подводы силь но не по нашему указу и не по подорожным, въдвое и вътрое, для своей корыс[ти]». В летнее время посланники брали у монастыря речные суда с гребцами («человек по пяти»), причем если через Кандалакшу одновре менно проезжало несколько посыльных, то каждый из них норовил полу чить судно исключительно для себя. Кроме того, если гонцу все же прихо дилось добираться до места назначения пешком, то монастырь выплачивал денежную компенсацию такому «туристу» поневоле. Монастырские власти предоставляли гонцам и «лопскую одежду» в зимнее время, состоявшую из рукавиц, шубы, теплых сапог («каньги»). Ра зумеется, в ходе долгого путешествия (расстояние от Кандалакшы до Колы составляло около 300 верст) одежда, выданная гонцу, приходила в негод ность. По словам челобитчиков, «а которое-де плате отдают, и то созжоно и вымочено». Царский указ, ответственность за исполнение которого была возло жена на кольского воеводу, предписывал гонцам и посыльным «как прилу- читц(е) летом человека три или четыре, провожати в Колу и назат по море в одном судне за однеми гребцы, и за пешую ходбу деньги велети б им 1Письмо строителя Кольского Печенгского монастыря, иеромонаха Лаврентия к архи епископу Афанасию / Акты и материалы, собранные в Холмогорском и Спасо- Преображенском соборе. (Публ. подг. Ф. Харевичем) // Труды Архангельского стати стического комитета за 1865 г. - Архангельск, 1866. - С. 52. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz