Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Михаилом Григорьевым1. Выше мы уже обращались к содержанию этого документа, датируемого 1624 г. Одно из прошений челобитной составляла просьба крестьян о счете в «прогонных деньгах». Речь в данном случае идет о выплате тех неустоек, которые задолжали крестьянам Кандалакши и Керети (от имени которых выступал, в том числе, кандалакшский староста) посадские люди Кольского острога. Дело это было сложным, поскольку, по словам самих челобитчиков, счет «в прогонех» будет продолжаться «год или два»2. На этот период челобитчики просили «кольским посацким людем в Кандалашскую волость и в Керецкую волость на ям ямщиков по ставить, покаместа у нас сирот твоих с ними счет идет»3. Не будет боль шим преувеличением сказать, что такой мерой кандалакшские и керетские крестьяне хотели переложить ямскую повинность на посадских людей Кольского острога. Ответом царя на эту просьбу было предписание установить «на ям ямщиков до тех мест, пока места они, уездные люди, с теми коляны во вся ких наших податех и в ямских отпускех считаютца»4. Как исполнялось это царское предписание и исполнялось ли вообще, пока сказать трудно. Любопытно, что в челобитной не упоминается местный монастырь как одна из возможных заинтересованных сторон в разрешении конфликта с посадскими людьми Кольского острога. В то время, как известно, в 1624 г. игуменом Сильвестром была подана челобитная (о ней ниже), в ко торой содержались обвинения против царских посыльных, злоупотреб лявших своим положением при взимании подвод и необходимого (в зим ний период) снаряжения с монастыря. Несколькими десятилетиями позже, когда в 1665-1669 гг. возник но вый конфликт между поморскими волостями Кандалакшского берега и по садскими людьми Колы относительно расклада натуральных государст венных и местных (содержание тюрьмы, съезжей избы и т.п.), ямская повинность называется в ряду общих государственных повинностей, кото рую совместно несли крестьяне и монастырь . Сохранившееся в фонде 137 (Боярские и городовые книги) РГАДА подробное дело о притеснениях кольского воеводы Д.И. Унковского, кото рым подверглись все социальные группы уезда, содержит и данные о несе нии монастырем совместно с волостью ямской повинности в трудные годы начала петровских преобразований. Так, только в 1703 г. в Кандалакше было предоставлено кольским стрельцам, ездившим за сбором дани в ле- шелопские погосты и по другим делам, 205 зимних подвод, не считая 5 су- 1РГАДА- -Ф . 141.-О п . 1 .-Д . 231.-Ч . 2. 2Там ж е .-Л . 343. 3Там же. 4Там же. - Л. 345. 5Грамота 1697 г. - С. 401.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz