Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

до Ковъские волости до их же промыслу дватцат верст»1. Другими слова­ ми, керетские и кандалакшские крестьяне вновь «гнали» подводы не до самой Ковды, а не доезжая до волости несколько десятков верст. Требова­ нием челобитчиков по-прежнему было «дать» счет в «лишних деньгах» (т.е. возместить финансовые убытки) и восстановить обычный порядок не­ сения повинности, при котором подводы «гонят» непосредственно до гра­ ниц волости. Слабая заселенность Кольского уезда, в том числе и побережья Бело­ го моря, отсутствие четких представлений о границах волостей вызывали конфликты между поморскими селениями вновь и вновь. Совсем неудиви­ тельно, что и после рассмотренной челобитной крестьяне Ковды, Керети и Кандалакши продолжали выяснять протяженность того расстояния, на ко­ тором они должны были «гнать» подводы. Уже в 1667 и 1669 гг. последо­ вали 3 царские грамоты кольскому воеводе И.Я. Эверлакову, в которых за­ трагивался вопрос о порядке несения ямской повинности крестьянами Ковды и Керети2. Сделав краткий экскурс в историю ямской повинности на Кольском Севере, вновь вернемся к интересующему нас сюжету и остановимся на проблеме участия монастыря в отправлении подводной повинности. Первая жалованная грамота, выданная монастырю в 1553/54 г., не­ двусмысленно говорила о том, что с переданных духовной корпорации 7 У* лука угодий «подводъ и кормовъ от Кандалакши и до Екострова и до Ковды не емлють»3. Данная клаузула несохранившейся жалованной гра­ моты, следует думать, относилась исключительно к указанному числу лу­ ков и не распространялась на все те угодья, которые монастырь приобре­ тал сверх этого числа. Дальнейший процесс стяжания монастырем луковых угодий в преде­ лах волости, а также формирование, начиная с XVII в., особой категории населения волости - монастырских бобылей - втягивали обитель в общую систему несения государственных повинностей наравне с крестьянским и бобыльским населением Кандалакши. Уже в общей жалованной грамоте, выданной монастырю в мае 1615 г., содержалась клаузула, согласно кото­ рой приписанные к монастырю бобыли должны были «в подмогу... тяг- лымъ крестьянамъ... в подводы и в кормы и во всякие наши доходы тянути имъ с животовъ своихъ.. .»4. И все же, несмотря на предписание власти нести подводную повин­ ность, наряду с крестьянами, монастырь, думается, далеко не сразу втянул­ ся в ее отправление. Косвенно об этом говорит челобитная кандалакшских крестьян царю Михаилу Романову, составленная волостным старостой ' Архив СПб. ИИ РАН. - Кол. 110. (Кольские акты). - Л. 1. ‘ АИ. - Т. IV. - № 194. - С. 365-366; ДАИ. - Т. V. - № 43. - С. 209-210. РИБ. - Т. И. - № 170. - Стб. 690. 4Там же. - Стб. 692. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz