Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
В период петровских преобразований на волость и монастырь были возложены различные экстраординарные поборы, направленные на обес печение военных и государственных нужд государства. Расходные и при ходные книги кольских воевод начала XVIII в. фиксируют наименования таких податей, как «деньги» на покупку драгунских лошадей и фураж, «санкт-петербургский провиант», «корабельную починку», содержание плотников, «высланных в Воронеж», и др.1 Длительное сосуществование монастыря и волости создавало усло вия для взаимопроникновения интересов двух разных социальных струк тур. Одно из дел по челобитной кандалакшских монахов, отложившееся в архиве Новгородского приказа, демонстрирует это «взаимопроникнове ние», реализующееся в вопросе уплаты податей. Итак, в 1690/91 г. Канда лакшским игуменом Иоасафом была подана на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей челобитная, содержавшая следующее прошение. По словам игумена, с 1679/80 по 1689/90 гг. монастырь уплачивал в съезжей избе Кольского острога подать (стрелецкие деньги) не только за себя, но и за волостных крестьян. Общий размер подати, взимавшейся с монастырских бобыльских дворов и с дворов волостных крестьян, составлял 26 алт. 4 ден. со двора2. Сумма, уплачиваемая монастырем с 3 бобыльских дворов, со ставляла 2 руб. 13 алт. 4 ден. Сверх этих денег монастырь в течение 10 лет платил и за волость. Податной платеж с волостных дворов состав ляла 22 руб. 11 алт. 2 ден3. Игумен Иоасаф указывал в челобитной и на имеющиеся у монастыря отписки, полученные в съезжей избе Колы, где были точно прописаны денежные суммы, поступившие в воеводскую каз ну. Всего игумен предоставил 5 отписок (за 1683/84, 1686/87-88/89 гг.). Отсутствующие отписки (за 1679/80-1682/83 гг.), по словам игумена, во время поездки в 1690/91 г. в Москву одного из членов братии - монаха Ио асафа - были отняты «воровскими людьми» на «дороге»4. Монашеская братия, от имени которой выступал игумен Иоасаф, просила власть «доправить на тех Кандалаские волости крестьянех и от дать нам богомольцам на строение...» потраченные деньги5. Последнее подразумевало то, что возвращенные деньги должны были пойти на вос создание Кандалакшского монастыря, пострадавшего во время пожара в 1690/91 г. ' Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 10. - Оп. 3. - Д. 63. - Л. 19; Д. 64. - Л. 5-5 об., 12-12 об., 18 об. - 19; Д. 126.-Л . 7 об., 9, 11 об.; Д. 301.-Л . 21 об. - 22, 25 об., 28 об.-29 , 44, 61 об. - 62, 72 об. - 73. Общая характеристика чрезвычайных налогов петровской эпо хи представлена в монографии В.И. Булыгина. (См.: Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. - М., 1977. - С. 145-159.) РГАДА.-Ф. 159.- Оп. З .- Д .4245.-Л . 1. 3Тамже. 4Тамже. 5Тамже. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz