Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Более подобного освобождения от уплаты основных податей мона стырь не получал. Даже общие жалованные грамоты Михаила Романова, выданные монастырю после его повторного разорения (на этот раз уже «воровскими отрядами») в 1615 и в 1624 гг., даруя духовной организации широкие таможенные привилегии, судебный иммунитет и освобождение от участия в мирских повинностях, не содержали в себе ни одного намека на уступку в порядке уплаты податей с луков и соляного промысла. Напротив, в период после Смуты власть пошла даже на частичную ревизию податного статуса части монастырских угодий, закрепленного еще жалованной грамотой Ивана Грозного. Так, в челобитной игумена Сильвестра (1624), поданной на имя Михаила Романова, среди проблем, которые монашеская братия хотела уладить при помощи царской власти («обеление» монастырского подворья на Холмогорах, просьба о запрете приезжать на монастырские промыслы корчмам), содержалась и одна, ка сающаяся луковых угодий. Так, игумен сообщал властям о том, что «с нас же...емлют с карекольского лука вашу государьскую дань ваши государь- ские лопские данщики и целовальники вдвое по четыре гривны с лука, а искони вешно, государи, с нас с нищих ваших богомольцов имано по две гривны с лука, и платежницы у нас есть в том»1. При этом в челобитной не пояснялось, обо всех угодьях идет речь (включая пожалованные некогда Иваном Грозным и приобретенные впоследствии) или только о тех, кото рые монастырь получил по жалованной грамоте 1553/54 г. Таким образом, после проведения переписи 1608-1611 гг. даныцики и целовальники стали взимать с монастырских луков вдвое больше уста новленной и закрепленной еще писцовыми описаниями Василия Агалина и Алая Михалкова подати. К сожалению, нам неизвестно, как разрешилась эта ситуация. Дело по челобитной игумена Кандалакшского монастыря об рывается на распоряжении властей относительно предоставления льготно го режима для монастырского подворья в Холмогорах. Если полагать, что одно положительное решение могло вызвать благоприятные для обители решения власти и по двум другим заявленным в челобитной делам, то просьба монастыря о снижении податного бремени должна была быть улаженной. Но оговоримся, что это лишь предположение. Более поздние источники конца XVII - начала XVIII вв. позволяют говорить о том, что в податном отношении монастырь выступал на равных с Кандалакшской волостью. Так, в сметных списках кольских воевод на 1680 и 1699 гт. монастырь идет в одной строке с другими светскими (по морскими волостями и лопарями) и духовными (Печенгский монастырь) плательщиками податей, обязанных уплатой «стрелецких денег»2. ' РГАДА.-Ф. 141.-On. 1. - Д. 231. -Ч . 1.-Л . 23-24. Тамже. -Ф . 137. - On. 1. (Кольский острог). - Д. 3 ,- 4 . 2. - Л. 64; Д. 4. - Л. 9,16 об. 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz