Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Более подобного освобождения от уплаты основных податей мона­ стырь не получал. Даже общие жалованные грамоты Михаила Романова, выданные монастырю после его повторного разорения (на этот раз уже «воровскими отрядами») в 1615 и в 1624 гг., даруя духовной организации широкие таможенные привилегии, судебный иммунитет и освобождение от участия в мирских повинностях, не содержали в себе ни одного намека на уступку в порядке уплаты податей с луков и соляного промысла. Напротив, в период после Смуты власть пошла даже на частичную ревизию податного статуса части монастырских угодий, закрепленного еще жалованной грамотой Ивана Грозного. Так, в челобитной игумена Сильвестра (1624), поданной на имя Михаила Романова, среди проблем, которые монашеская братия хотела уладить при помощи царской власти («обеление» монастырского подворья на Холмогорах, просьба о запрете приезжать на монастырские промыслы корчмам), содержалась и одна, ка­ сающаяся луковых угодий. Так, игумен сообщал властям о том, что «с нас же...емлют с карекольского лука вашу государьскую дань ваши государь- ские лопские данщики и целовальники вдвое по четыре гривны с лука, а искони вешно, государи, с нас с нищих ваших богомольцов имано по две гривны с лука, и платежницы у нас есть в том»1. При этом в челобитной не пояснялось, обо всех угодьях идет речь (включая пожалованные некогда Иваном Грозным и приобретенные впоследствии) или только о тех, кото­ рые монастырь получил по жалованной грамоте 1553/54 г. Таким образом, после проведения переписи 1608-1611 гг. даныцики и целовальники стали взимать с монастырских луков вдвое больше уста­ новленной и закрепленной еще писцовыми описаниями Василия Агалина и Алая Михалкова подати. К сожалению, нам неизвестно, как разрешилась эта ситуация. Дело по челобитной игумена Кандалакшского монастыря об­ рывается на распоряжении властей относительно предоставления льготно­ го режима для монастырского подворья в Холмогорах. Если полагать, что одно положительное решение могло вызвать благоприятные для обители решения власти и по двум другим заявленным в челобитной делам, то просьба монастыря о снижении податного бремени должна была быть улаженной. Но оговоримся, что это лишь предположение. Более поздние источники конца XVII - начала XVIII вв. позволяют говорить о том, что в податном отношении монастырь выступал на равных с Кандалакшской волостью. Так, в сметных списках кольских воевод на 1680 и 1699 гт. монастырь идет в одной строке с другими светскими (по­ морскими волостями и лопарями) и духовными (Печенгский монастырь) плательщиками податей, обязанных уплатой «стрелецких денег»2. ' РГАДА.-Ф. 141.-On. 1. - Д. 231. -Ч . 1.-Л . 23-24. Тамже. -Ф . 137. - On. 1. (Кольский острог). - Д. 3 ,- 4 . 2. - Л. 64; Д. 4. - Л. 9,16 об. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz