Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

группы: 1) крупные монастыри; 2) пустыни1. Исследователь при этом не делал чет кой оговорки относительно того, возможны ли были какие-то промежуточные группы (или подгруппы) между этими двумя большими разрядами монастырей, как впрочем, оставлялась им в стороне и четкая характеристика тех типологических черт, которые свойственны крупному монастырю2. Но, как бы то ни было, Кандалакшский монастырь, согласно М.М. Богословскому, относился к группе крупных монастырей. Основу монастырской экономики составляли соляной промысел и участие мона­ стырских «работных людей» в рыбных промыслах. Весь строй экономиче­ ской и социальной жизни Кандалакшского монастыря, так же как и Пе- ченгского, исследователь сравнивал с деятельностью «торгово-промыш­ ленного предприятия». Другими словами, значение Пречистенской обите­ ли в истории Севера, наряду с другими монастырями, не перерастало зна­ чения обычной хозяйственной единицы (пусть и крупной), оставившей свой след исключительно в освоении самых северных территорий Москов­ ского государства. Источником для краткой характеристики Кандалакшского монасты­ ря историку послужила писцовая книга Алая Михалкова 1608-1611 гг. Опубликованная еще в 1890 г. (с незначительными сокращениями) Н.В. Харузиным писцовая книга Кольского уезда стала доступной боль­ шому количеству исследователей. Тем не менее М.М. Богословский при работе пользовался не этой публикацией, считающейся не вполне удач­ ной3, а самим оригиналом писцового описания, хранившегося в фондах Московского архива Министерства юстиции (ныне - РГАДА)4. Своеобразный итог изучению Кандалакшского монастыря в дорево­ люционной историографии и историко-краеведческой литературе подвел Г.К. Бугославский. Рассматривая в специальной статье рукописный треб­ ник XVI в., некогда принадлежавший библиотеке Пречистенского мона­ стыря и содержавший любопытную «молитву на учение книжное...», ис­ следователь отметил: «Просветительская деятельность бывшего Кандалак­ шского монастыря была значительна, и на Архангельском епархиальном церковно-археологическом комитете лежит долг вспомнить его былое и 1Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере. - Т. 1. - С. 67. 2 При этом исследователь, опираясь на данные разнообразных писцовых книг по Севе­ ру России, дает обобщенный «портрет» крупного монастыря. Так, монастырь «стоит обыкновенно на берегу реки, озера или на морском берегу при речном устье. В нем две или три церкви; при одной из них трапезная, где сходится братия и иногда «ке- ларская», где принимают и угощают знатных посетителей». Монастырь имеет и спе­ циальные «службы» (поварня, пекарня, швальня и т.п.), которые обеспечивают его экономическое благосостояние. (См.: Богословский М.М. Указ. соч. - С. 68.) 3 Андреев А.И. О подложности жалованной грамоты Печенгскому монастырю 1556 г. // РИЖ. - 1920. - Кн. 6 .-П рим . 1 .-С . 140. 4 РГАДА .-Ф . 1209. - On. 1. - Кн. 208. - JI. 1-271. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz