Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
группы: 1) крупные монастыри; 2) пустыни1. Исследователь при этом не делал чет кой оговорки относительно того, возможны ли были какие-то промежуточные группы (или подгруппы) между этими двумя большими разрядами монастырей, как впрочем, оставлялась им в стороне и четкая характеристика тех типологических черт, которые свойственны крупному монастырю2. Но, как бы то ни было, Кандалакшский монастырь, согласно М.М. Богословскому, относился к группе крупных монастырей. Основу монастырской экономики составляли соляной промысел и участие мона стырских «работных людей» в рыбных промыслах. Весь строй экономиче ской и социальной жизни Кандалакшского монастыря, так же как и Пе- ченгского, исследователь сравнивал с деятельностью «торгово-промыш ленного предприятия». Другими словами, значение Пречистенской обите ли в истории Севера, наряду с другими монастырями, не перерастало зна чения обычной хозяйственной единицы (пусть и крупной), оставившей свой след исключительно в освоении самых северных территорий Москов ского государства. Источником для краткой характеристики Кандалакшского монасты ря историку послужила писцовая книга Алая Михалкова 1608-1611 гг. Опубликованная еще в 1890 г. (с незначительными сокращениями) Н.В. Харузиным писцовая книга Кольского уезда стала доступной боль шому количеству исследователей. Тем не менее М.М. Богословский при работе пользовался не этой публикацией, считающейся не вполне удач ной3, а самим оригиналом писцового описания, хранившегося в фондах Московского архива Министерства юстиции (ныне - РГАДА)4. Своеобразный итог изучению Кандалакшского монастыря в дорево люционной историографии и историко-краеведческой литературе подвел Г.К. Бугославский. Рассматривая в специальной статье рукописный треб ник XVI в., некогда принадлежавший библиотеке Пречистенского мона стыря и содержавший любопытную «молитву на учение книжное...», ис следователь отметил: «Просветительская деятельность бывшего Кандалак шского монастыря была значительна, и на Архангельском епархиальном церковно-археологическом комитете лежит долг вспомнить его былое и 1Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере. - Т. 1. - С. 67. 2 При этом исследователь, опираясь на данные разнообразных писцовых книг по Севе ру России, дает обобщенный «портрет» крупного монастыря. Так, монастырь «стоит обыкновенно на берегу реки, озера или на морском берегу при речном устье. В нем две или три церкви; при одной из них трапезная, где сходится братия и иногда «ке- ларская», где принимают и угощают знатных посетителей». Монастырь имеет и спе циальные «службы» (поварня, пекарня, швальня и т.п.), которые обеспечивают его экономическое благосостояние. (См.: Богословский М.М. Указ. соч. - С. 68.) 3 Андреев А.И. О подложности жалованной грамоты Печенгскому монастырю 1556 г. // РИЖ. - 1920. - Кн. 6 .-П рим . 1 .-С . 140. 4 РГАДА .-Ф . 1209. - On. 1. - Кн. 208. - JI. 1-271. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz