Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Во-вторых, бобыльское население Кандалакши распалось на две группы: бобылей Кандалакшского монастыря, проживавших на правой («монастырской») стороне волости, и, собственно, всех остальных бобы лей, составлявших значительный процент волостного населения. При этом первая группа бобылей, как мы предполагаем, численно менялась, что бы ло связано с переходом значительной части монастырских бобылей (закре пленных за обителью жалованными грамотами 1614 и 1615 гг.) из юрис дикции монастыря под юрисдикцию волости. В итоге к концу XVII в. Пречистенскому монастырю принадлежало только 3 бобыльских двора, из числа которых в начале следующего столетия выбыл 1 двор. В-третьих, на протяжении второй половины XVII - начала XVIII вв. идет процесс медленного сокращения количества бобыльских дворов, их вытеснения крестьянскими. Возможно, этот социальный процесс был как- то связан с изменениями в экономическом положении «вчерашних» бо быльских хозяйств, получавших доступ к распоряжению волостными угодьями. Но вновь оговоримся, что последнее предположение не более чем гипотеза, требующая поиска более веских аргументов. Г. Податной статус монастыря. Фискальная политика Мос ковского государства в черносошных землях Поморья уже давно привле кает внимание исследователей. Проблема затрагивалась как в обобщаю щих работах, так и в специальных исследованиях. Кольский Север в этих исследованиях затрагивался лишь фрагментарно. Также фрагментарно этот вопрос представлен и в работах И.Ф. Ушакова'. Не беря на себя смелость дать полное и исчерпывающее освещение всех сторон фискальной политики в уезде, остановимся лишь на податном статусе Кандалакшского монастыря, его участии в несении ряда мирских повинностей. В историографии уже отмечалось, что особенностью монастырей Севера России являлась их вовлеченность в отправление государственного тягла наравне с крестьянством и приходским духовенством2. Эта характе ристика в значительной степени относится и к изучаемому нами Пречис тенскому монастырю. Жалованная грамота Ивана Грозного изначально закрепила за мона стырем IV* лука угодий. Несмотря на то что сам документ до настоящего времени не сохранился (см. Главу I), пересказ основной части пожалова ния отразился в более поздних источниках: жалованной грамоте монасты 1Ушаков И.Ф. Налогообложение на Кольском Севере в досоветское время // Ученые записки МГЛУ / Науч. ред. А.В. Воронин. - Мурманск, 2001. - Сер.: Исторические науки. - Вып. II (К 75-летию А.А. Киселева). - С. 65-74; Он же. Кольский Север вдо- советское время: Историко-краеведческий словарь. - Мурманск, 2001. - С. 165-166. Островская М.А. Земельный быт сельского населения Русского государства в XVI-XVIII вв. - С. 172-183; Демчук Г.В. Земельный строй в Двинском уезде. - С. 119-125. 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz