Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
зывают, что в волости существовала уравнительная система распределения природных ресурсов: каждые 8 лет происходило перераспределение уго дий - рыбных тонь и пожен - между крестьянами1. Если между волостью и монастырем еще и существовали какие-то разногласия в бобыльском вопросе после 1669 г., то, считаем, они должны были быть устранены после составления переписи волости в 1677/78 г. Пе реписная книга Льва Секирина четко определяет за монастырем только 3 бобыльских двора. Остальные, располагавшиеся на «монастырской сто роне» Кандалакши, входили в общее число бобыльских дворов волости. Высказанное в недавнее время мнение В.И. Иванова о том, что все кресть янские и бобыльские дворы «монастырской стороны» Кандалакши состав ляли население «вотчины» Пречистенского монастыря, некорректно2. Количество бобыльских дворов за монастырем в последующие годы сохранялось относительно стабильным, хотя переписные книги начала XVIII в. (1710 и 1711 гг.) фиксируют их незначительную убыль. Перепис чиками отмечается, что на «монастырской земле» стояло уже два, а не три, как некогда, бобыльских двора. По «скаске» монастырского келаря Пиме на, записанной в переписной книге 1710 г., «в прошлом во 199-м году того монастыря бобыль (Федот Круглой. - С.Я.) з женою и детьми умре...»3. Незначительные изменения с составом бобыльских дворов монасты ря и их жильцами произошли в период после окончания составления пере писных книг А.В. Матюшкина. Так, по данным новой переписной (ланд- ратской) книги 1716 г. монастырские бобыли перешли на положение приживальщиков во дворах кандалакшских крестьян. Монастырский бо быль Федор Деменин жил на «подворье» крестьянина А.И. Полежаева. Другой монастырский бобыль Ефтифий Егоров сын вместе с полугодова лым сыном Иваном проживал на подворье крестьянина Ф.Е. Сваина4. С чем был связан временный переезд монастырских бобылей на кре стьянские подворья, сказать сложно. Возможно, свою роль здесь сыграло усиление податного пресса, полной тяжестью давившего не только рядо вых крестьян Кандалакши, но и монастырских бобылей, и в таком случае монастырь стремился попросту снять с себя часть затрат, поступавших в государственную казну. Высказанное мнение не более чем предположение, которое еще необходимо будет доказать (или опровергнуть) в будущем. 1Никольский Вс.В. Быт и промыслы населения западного побережья Белого моря (Со роки - Кандалакша). По материалам исследования летом 1921 года. - М., 1927. - С. 71,76. Иванов В.И. Монастыри и монастырские владения XVII в. в Кольском уезде // Связь веков: Исследования по источниковедению истории России до 1917 г. Памяти про фессора А.А. Преображенского. - М., 2007. - С. 270; Таблица 2. - С. 276. 3Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 10. - Оп. 3. - Д. 21. - Л. 34 об. - 35; Д. 122. - Л. 9. 4РГАДА. - Ф. 248. - Оп. 3. - Кн. 78. - Л. 190 об. 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz