Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
шестнатцать д воров ...»1. Кроме этого, за монастырем было записано «шесть дворов бобылских», которые располагались на «белой» монастыр ской земле2. Бобыльские дворы, как явствует из материалов сохранившихся пере писных книг конца XVII - начала XVIII вв., располагались как на «волост ной», так и на «монастырской» стороне Кандалакши. При этом большая часть их находилась именно на «монастырской стороне» волости (см. вы ше). Трудно сказать, в каком количественном соотношении были бобыль ские дворы на обеих сторонах волости во время составления переписной книги Леонтия Азарьева. Материалы переписных книг этот вопрос остав ляют без внимания. Не меньше трудностей вызывает и вопрос о том, какие бобыльские дворы имел в виду игумен Иоаким. Все те, что находились на «монастыр ской стороне», включая и бобылей, живших на «белой» монастырской земле? Или же бобыли, чьи дворы стояли на «черной» земле, были исклю чены из числа 12 дворов? Отсутствие полного комплекса монастырской документации не позволяет дать однозначного ответа на поставленные во просы. Но если обратиться к такому источнику, как сводные «росписи» о владениях церковных организаций России, составленные во второй поло вине XVII - начале XVIII вв.3, то можно немного приблизиться к решению этой проблемы. Данные различных «росписей» были обобщены В.Я. Водарским и И.А. Булыгиным в специальных таблицах4. Согласно этим сведениям, за Кандалакшским монастырем в 1653-1661 гг. числилось 6 бобыльских дво ров, в 1677-1679 гг. - 3 двора, столько же дворов было за монастырем и по «росписи» 1700 г.5 В промежутке между составлением первой переписной книги Коль ского уезда (1646/47), а также первой «росписи» (1653-1654) и подачей че лобитной игуменом Иоакимом (1669 г.) не произошло увеличения «белых» бобыльских дворов Кандалакшского монастыря. Можно думать, в таком случае, что к имевшимся за монастырем «белым» бобыльским дворам игумен Иоаким отнес еще какую-то часть бобыльских дворов, стоявших на «черной» земле и, по всей видимости, располагавшихся на «монастырской стороне» волости. 1РГАДА. -Ф . 1209.-O n . 1. - Кн. 15056.- Л . 35. 2Там ж е .-Л . 38. 3 Об этом виде источника, а также о степени репрезентативности данных «росписей» см.: Водарский Я.Е. Церковные организации и их крестьяне во второй половине XVII - начале XVIII вв. // Историческая география России XII - начала XX вв.: Сбор никстатейк 70-летию профессора Любомира Григорьевича Бескровного. - М., 1975. - С. 70-78. 4 Водарский В.Я. Церковные организации и их крестьяне. - С. 79-95; Булыгин И.А. Монастырские крестьяне в России в первой четверти XVIII в. - М., 1977. - С. 43-52. Водарский В.Я. Указ. соч. - С. 84; Булыгин И.А. Указ. соч. - С. 50. 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz