Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
«Государев указ», который упоминает игумен Иоаким, это, по всей видимости, жалованная грамота Алексея Михайловича, выданная мона стырю 29 марта 1667 г. Содержание грамоты, как можно судить по ее краткому описанию в описи монастырской документации1 (полный текст документа нам неизвестен), касалось положения монастырских бобылей. Грамота предписывала «монастыря бобылей колским посацким людем в тягло притягивать и насилства чинить невелено, чтоб украинное богомо- лие не запустело». В грамоте содержалась и клаузула, согласно которой «будет у них (т.е. у монастыря. - С.Н.) бобылей есть какия торговые про мыслы и пашные, и естьли в тягле, учинят между ими поверстку» . Краткость описания жалованной грамоты не позволяет до конца по нять, между кем должно было провести «поверстку»: между монастырски ми бобылями и посадскими людьми Кольского острога или же между мо настырскими бобылями и бобылями и крестьянами Кандалакшской волости? Второе предположение кажется вполне вероятным по той причи не, что спустя 2 года после выдачи монастырю грамоты вновь возник во прос о разверстке «тягла» между волостью и монастырем. Челобитная кандалакшских старцев не осталась незамеченной, и в начале сентября 1669 г. последовало предписание от царя Кольскому вое воде И.Я. Эверлакову «осмотреть в писцовых книгах, будет те бобыли за Кандалажским монастырем написаны и живут на их монастырской зем ле»3. В этом случае воевода должен был «монастырских бобылей Канда лажским крестьяном себе в тягло притягивать и насильства и обид никаких чинить не велел»4. Решение по этому делу, к сожалению, неизвестно. Но, исходя из све дений челобитной игумена Иоакима, можно предположить, что монастырь после 1614-1615 гг. продолжал по-прежнему рассматривать бобылей, жи вущих на «монастырской стороне» Кандалакши как своих «приписных» бобылей. В челобитной называются 12 бобыльских дворов, которые будто бы находились за Пречистенской обителью. У нас, к сожалению, нет дан ных о том, сколько всего в это время было крестьянских и бобыльских дворов в Кандалакше. Составленная в 1646/47 г. стрелецким головой Ле онтием Азарьевым переписная книга Кольского уезда до настоящего вре мени не сохранилась, что не позволяет полностью решить указанную про блему. Краткие сведения этой книги содержатся в переписи 1677/78 гг., для которой предыдущая переписная книга послужила «приправочной» при составлении нового описания Кольского уезда. По этим сведениям, в Кандалакше было «написано крестьянских девять дворов... да бобылских ‘ Архив СПб. ИИРАН. - Кол. 115. - № 20. - Л. 4 об. Тамже. 3 РГАДА. - Ф. 141. - Оп. 4. - Д. 265. - Л. 2-2 об. Тамже. - Л. 2 об. 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz