Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

«Государев указ», который упоминает игумен Иоаким, это, по всей видимости, жалованная грамота Алексея Михайловича, выданная мона­ стырю 29 марта 1667 г. Содержание грамоты, как можно судить по ее краткому описанию в описи монастырской документации1 (полный текст документа нам неизвестен), касалось положения монастырских бобылей. Грамота предписывала «монастыря бобылей колским посацким людем в тягло притягивать и насилства чинить невелено, чтоб украинное богомо- лие не запустело». В грамоте содержалась и клаузула, согласно которой «будет у них (т.е. у монастыря. - С.Н.) бобылей есть какия торговые про­ мыслы и пашные, и естьли в тягле, учинят между ими поверстку» . Краткость описания жалованной грамоты не позволяет до конца по­ нять, между кем должно было провести «поверстку»: между монастырски­ ми бобылями и посадскими людьми Кольского острога или же между мо­ настырскими бобылями и бобылями и крестьянами Кандалакшской волости? Второе предположение кажется вполне вероятным по той причи­ не, что спустя 2 года после выдачи монастырю грамоты вновь возник во­ прос о разверстке «тягла» между волостью и монастырем. Челобитная кандалакшских старцев не осталась незамеченной, и в начале сентября 1669 г. последовало предписание от царя Кольскому вое­ воде И.Я. Эверлакову «осмотреть в писцовых книгах, будет те бобыли за Кандалажским монастырем написаны и живут на их монастырской зем­ ле»3. В этом случае воевода должен был «монастырских бобылей Канда­ лажским крестьяном себе в тягло притягивать и насильства и обид никаких чинить не велел»4. Решение по этому делу, к сожалению, неизвестно. Но, исходя из све­ дений челобитной игумена Иоакима, можно предположить, что монастырь после 1614-1615 гг. продолжал по-прежнему рассматривать бобылей, жи­ вущих на «монастырской стороне» Кандалакши как своих «приписных» бобылей. В челобитной называются 12 бобыльских дворов, которые будто бы находились за Пречистенской обителью. У нас, к сожалению, нет дан­ ных о том, сколько всего в это время было крестьянских и бобыльских дворов в Кандалакше. Составленная в 1646/47 г. стрелецким головой Ле­ онтием Азарьевым переписная книга Кольского уезда до настоящего вре­ мени не сохранилась, что не позволяет полностью решить указанную про­ блему. Краткие сведения этой книги содержатся в переписи 1677/78 гг., для которой предыдущая переписная книга послужила «приправочной» при составлении нового описания Кольского уезда. По этим сведениям, в Кандалакше было «написано крестьянских девять дворов... да бобылских ‘ Архив СПб. ИИРАН. - Кол. 115. - № 20. - Л. 4 об. Тамже. 3 РГАДА. - Ф. 141. - Оп. 4. - Д. 265. - Л. 2-2 об. Тамже. - Л. 2 об. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz