Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
столкнулась волость на исходе Смутного времени. Кандалакша, напомним, дважды была разорена «воровскими» отрядами, в ходе которых значитель но пострадали сам монастырь и монастырское хозяйство (см. выше). Одним из следствий потрясений, происходивших на Севере России в эпоху Смуты, стал и приток мигрантов из других населенных мест Помо рья в Кандалакшу. Как уже было замечено ранее, за этой категорией лиц закрепилась социальная характеристика бобылей. Двумя жалованными грамотами Михаила Романова (от 11.05.1614 и от 15.05.1615 гг.) был опре делен и статус этих лиц как внутри волости, так и по отношению к мона стырю: половина из прибывших в Кандалакшу бобылей отписывалась мо настырю «в пособь». Пречистенскому монастырю жалованные грамоты даровали право «ведать и судить» бобылей и, вместе с тем, запрещали во лостным крестьянам привлекать эту часть населения к выполнению каких- то общинных повинностей. Таким образом, в начале XVII в. в Кандалакше возникла категория «приписных», или монастырских, бобылей, которые существенно попол нили количественный состав тех бобылей, что первоначально (по писцо вой книге Алая Михалкова) числились за монастырем. Изучение положения монастырских бобылей Кандалакши сопряжено с выяснением двух следующих вопросов: во-первых, необходимо выяснить количественное изменение состава бобылей до и после составления первой сохранившейся переписной книги Кольского уезда 1677-1679 гг.; во-вторых, вызывает интерес и проблема отношения крестьянской общины к мона стырским бобылям, чье положение было несколько отлично от положения основного населения Кандалакши. Имеющиеся в источниках лакуны неиз бежно делают гипотетичным ряд последующих наблюдений и выводов. В 1669 г. игуменом Пречистенского монастыря Иоакимом была по дана челобитная царю Алексею Михайловичу, в которой содержались об винения против крестьян волости, пытавшихся «притянуть» в тягло мона стырских бобылей. По словам игумена, за монастырем были «бобылишка работные наши людишка, исстари живут на монастырьской земли в дву- натцати дворишках и работают к монастырю, и к варницам дрова секут, и сена и соль морем возят. И тех наших бобылишков Кандалашские волости крестьяне своим насильством в тягло притягивают и о том ложно бьют че лом, а у нас, нищих, без работников у варниц чинитца великая безпромыс- лица и монастырь наш пустеет»1. Игумен при этом апеллировал к некоему «государеву указу» Алексея Михайловича, закреплявшему бобылей за мо настырем, и просил царя разобрать этот конфликт и выдать новую грамо ту, защищающую интересы обители от посягательств со стороны волост ных крестьян2. 1РГАДА- -Ф . 141.-Оп. 4 .-Д . 265.-Л . 1. 2Тамже. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz