Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

столкнулась волость на исходе Смутного времени. Кандалакша, напомним, дважды была разорена «воровскими» отрядами, в ходе которых значитель­ но пострадали сам монастырь и монастырское хозяйство (см. выше). Одним из следствий потрясений, происходивших на Севере России в эпоху Смуты, стал и приток мигрантов из других населенных мест Помо­ рья в Кандалакшу. Как уже было замечено ранее, за этой категорией лиц закрепилась социальная характеристика бобылей. Двумя жалованными грамотами Михаила Романова (от 11.05.1614 и от 15.05.1615 гг.) был опре­ делен и статус этих лиц как внутри волости, так и по отношению к мона­ стырю: половина из прибывших в Кандалакшу бобылей отписывалась мо­ настырю «в пособь». Пречистенскому монастырю жалованные грамоты даровали право «ведать и судить» бобылей и, вместе с тем, запрещали во­ лостным крестьянам привлекать эту часть населения к выполнению каких- то общинных повинностей. Таким образом, в начале XVII в. в Кандалакше возникла категория «приписных», или монастырских, бобылей, которые существенно попол­ нили количественный состав тех бобылей, что первоначально (по писцо­ вой книге Алая Михалкова) числились за монастырем. Изучение положения монастырских бобылей Кандалакши сопряжено с выяснением двух следующих вопросов: во-первых, необходимо выяснить количественное изменение состава бобылей до и после составления первой сохранившейся переписной книги Кольского уезда 1677-1679 гг.; во-вторых, вызывает интерес и проблема отношения крестьянской общины к мона­ стырским бобылям, чье положение было несколько отлично от положения основного населения Кандалакши. Имеющиеся в источниках лакуны неиз­ бежно делают гипотетичным ряд последующих наблюдений и выводов. В 1669 г. игуменом Пречистенского монастыря Иоакимом была по­ дана челобитная царю Алексею Михайловичу, в которой содержались об­ винения против крестьян волости, пытавшихся «притянуть» в тягло мона­ стырских бобылей. По словам игумена, за монастырем были «бобылишка работные наши людишка, исстари живут на монастырьской земли в дву- натцати дворишках и работают к монастырю, и к варницам дрова секут, и сена и соль морем возят. И тех наших бобылишков Кандалашские волости крестьяне своим насильством в тягло притягивают и о том ложно бьют че­ лом, а у нас, нищих, без работников у варниц чинитца великая безпромыс- лица и монастырь наш пустеет»1. Игумен при этом апеллировал к некоему «государеву указу» Алексея Михайловича, закреплявшему бобылей за мо­ настырем, и просил царя разобрать этот конфликт и выдать новую грамо­ ту, защищающую интересы обители от посягательств со стороны волост­ ных крестьян2. 1РГАДА- -Ф . 141.-Оп. 4 .-Д . 265.-Л . 1. 2Тамже. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz