Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
сыне Цыпином. Первый из названных «бобыльков» жил на подворье бо быля Федора Голодного, второй на подворье бобыля, чей двор располагал ся рядом с предыдущим, Василия Лазарева1. «Бобылек» Семен Цыпин по сведениям переписной книги 1710 г. жил на подворье крестьянина Афанасия Демидова сына Огнева2. Следова тельно, спустя год Семен Цыпин перебрался на новое местожительство. Выявить связи этих «бобыльков» с прежним населением Кандалак ши, во всяком случае с тем, которое зафиксировано в переписи 1677/78 г., не удается. Наверное, можно предположить, что сами «бобыльки» или их предки появились в волости уже после составления переписи. Не ясно, по чему только в отношении этих двоих переписная книга 1711 г. употребляет определение «бобылек». Основываясь на материалах переписной книги 1711 г., можно гово рить о том, что категория «пришлых людей» была преобладающей именно на бобыльских дворах. Так, по нашим подсчетам, на крестьянских под ворьях в общей сложности проживало 96 «пришлых людей», а на бобыль ских численность этой категории лиц составляла 105 человек. Преобладание, пусть и незначительное, во дворах бобылей «при шлых людей», возможно, отражает экономическое состояние этой катего рии крестьянства Кандалакши. Отсутствие доступа к пользованию угодья ми создавало для бобылей необходимость искать различные формы кооперации труда с другими категориями волостного населения, чей соци альный статус был ниже их собственного. Разумеется, это всего лишь предположение, которое требует проверки на материале других волостей Кольского Севера, как синхронных, так и ретроспективных, основывающих ся на более поздних источниках второй половины XVIII - начала XIX вв. В. М онасты рские бобыли. Выяснив основные характеристи волостных бобылей и крестьян, обратимся к положению менее заметной группы населения Кандалакши - монастырским бобылям. Первые известия о бобылях, живших на земле Пречистенского монастыря, встречаются в писцовой книге Алая Михалкова. Она отмечает наличие за монастырем двух бобыльских дворов, в которых проживало 5 человек мужского пола3. Отсутствие в писцовом описании Кандалакшской волости и мона стыря других упоминаний о бобылях дает основания предполагать, что на тот момент монастырские бобыли были единственными представителями этой социальной категории в волости. Существенной социальной группой бобыли в Кандалакше стали в 1614-1615 гт.Источники, которые фиксируют новую для волости категорию крестьянства, в той или иной степени отражают те последствия, с которыми 1Архив СПб. ИИРАН. - Ф. 10. - Оп. 3. - Д. 20. - Л. 103-103 об. 2Тамже. - Ф. Ю.-Оп. З .-Д . 21.-Л . 29 об. 3Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 460. 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz