Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

сыне Цыпином. Первый из названных «бобыльков» жил на подворье бо­ быля Федора Голодного, второй на подворье бобыля, чей двор располагал­ ся рядом с предыдущим, Василия Лазарева1. «Бобылек» Семен Цыпин по сведениям переписной книги 1710 г. жил на подворье крестьянина Афанасия Демидова сына Огнева2. Следова­ тельно, спустя год Семен Цыпин перебрался на новое местожительство. Выявить связи этих «бобыльков» с прежним населением Кандалак­ ши, во всяком случае с тем, которое зафиксировано в переписи 1677/78 г., не удается. Наверное, можно предположить, что сами «бобыльки» или их предки появились в волости уже после составления переписи. Не ясно, по­ чему только в отношении этих двоих переписная книга 1711 г. употребляет определение «бобылек». Основываясь на материалах переписной книги 1711 г., можно гово­ рить о том, что категория «пришлых людей» была преобладающей именно на бобыльских дворах. Так, по нашим подсчетам, на крестьянских под­ ворьях в общей сложности проживало 96 «пришлых людей», а на бобыль­ ских численность этой категории лиц составляла 105 человек. Преобладание, пусть и незначительное, во дворах бобылей «при­ шлых людей», возможно, отражает экономическое состояние этой катего­ рии крестьянства Кандалакши. Отсутствие доступа к пользованию угодья­ ми создавало для бобылей необходимость искать различные формы кооперации труда с другими категориями волостного населения, чей соци­ альный статус был ниже их собственного. Разумеется, это всего лишь предположение, которое требует проверки на материале других волостей Кольского Севера, как синхронных, так и ретроспективных, основывающих­ ся на более поздних источниках второй половины XVIII - начала XIX вв. В. М онасты рские бобыли. Выяснив основные характеристи волостных бобылей и крестьян, обратимся к положению менее заметной группы населения Кандалакши - монастырским бобылям. Первые известия о бобылях, живших на земле Пречистенского монастыря, встречаются в писцовой книге Алая Михалкова. Она отмечает наличие за монастырем двух бобыльских дворов, в которых проживало 5 человек мужского пола3. Отсутствие в писцовом описании Кандалакшской волости и мона­ стыря других упоминаний о бобылях дает основания предполагать, что на тот момент монастырские бобыли были единственными представителями этой социальной категории в волости. Существенной социальной группой бобыли в Кандалакше стали в 1614-1615 гт.Источники, которые фиксируют новую для волости категорию крестьянства, в той или иной степени отражают те последствия, с которыми 1Архив СПб. ИИРАН. - Ф. 10. - Оп. 3. - Д. 20. - Л. 103-103 об. 2Тамже. - Ф. Ю.-Оп. З .-Д . 21.-Л . 29 об. 3Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 460. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz