Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
располагавшего собственным имуществом и хозяйством, такие как «бобы- лек» и «пришлый человек». Некоторые особенности социального положения Ефрема Пахомова раскрывает еще один небезынтересный источник. В фондах МОКМ хра нятся две рукописные Минеи служебные, которые, как можно судить по специальным записям, были приобретены у Кандалакшского монастыря и пополнили собрание книг волостной церкви Иоанна Предтечи1. Приведем интересующую нас запись о покупке одной из Миней полностью: «Купле на сия книга Менея в дом Иоанна Предтечи на церковныя казенныя денги старостою Ефремом Пахомовым сыном, а дано за нее денег два рубля в Кандалашском монастыре, при игумени Иоасафе и при строители старце Иоасафе во 194 году месяца декабря в 29 день»2. Спустя 5 лет, в феврале 1690 г. все тот же староста Ефрем Пахомов на церковные «казенные деньги» приобрел из собрания монастырских книг еще одну Минею служебную3. Таким образом, одной из граней социального положения Ефрема Па хомова являлось представительство в одной из должностей в структуре управления Кандалакшской волости. Должность церковных старост, вы ступавшая, по сути, контролирующей расходование церковных средств и церковное имущество инстанцией общины, существовала на широком пространстве волостных миров Русского Севера и Сибири4. Кстати сказать, в случае с Ефремом Пахомовым можно увидеть и те источники дохода, которые, по всей видимости, являлись основой эконо мического благосостояния дворовых бобылей. Они, как следует думать, состояли из участия в наемном труде на монастырских промыслах (соле ной, рыбный) и других видах работ, связанных с обслуживанием нужд Кандалакшского монастыря. Некоторые из этой же группы дворовых «бобыльков», которые, как можно полагать, не имели прочных связей с волостью и Кандалакшским монастырем, сохранили свою связь с волостью и в начале XVIII в. Так, на дворе бобыля Кондратия Малчиторова проживали два брата «бобылька» Григорий и Илья Семеновы дети Солодовы. По сведениям переписных 1Рукописи Миней поступили в собрание МОКМ в июне 1965 г. в ряду других рукопис ных и печатных книг XVII-XIX вв. Тогда же, о некотрых из поступивших рукописей, в том числе и о Минеях, была написана заметка в областной газете «Полярная прав да». (См.: Попов Г. Древние книги земли Кольской // Полярная правда. - 1965. - 8июля. - С. 2.) 2Из фондов МОКМ. - ОФ-3965. - Пикр-3. - Л. 41 5. 3 Там же. - ОФ-4425. - Пикр-4. - Л. 12,14. Одноизпоследних исследований проблемы церковных старост принадлежит П.С. Сте фановичу. (См.: Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII вв. - М., 2002. - С. 271-278.) Подробная библиография проблемы содер жится в монографии Т.А. Бернштам. (См.: Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. - СПб., 2007. - Прим. 56. - С. 23.) 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz