Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
переписи 1710 г. исполнилось 47 лет, а младшим Борис, которому в ту по ру было лишь 30 лет. Возрастное положение братьев дополнялось их раз ницей в социальном статусе: если Степан относился к категории крестьян, то Борис, так же как и отец, продолжал оставаться бобылем. В следующие годы, как можно думать, Б.И. Немчинов вместе с семь ей покинул пределы Кандалакши. Переписная (ландратская) книга 1716 г. и ревизия 1719 г. знают только С.И. Немчинова, по-прежнему жившего в собственном дворе1. Другой интересующий нас представитель Кандалакши - бобыль Ми хаил Дементьев сын Паюсов вместе с женой и 2 сыновьями 7 и 4 лет про живал в собственном дворе на «монастырской стороне» волости2. Сле дующие государственные описания Кандалакши 1716 и 1719 гг. о М.Д. Паюсове и его домочадцах хранят молчание, что заставляет предпо лагать о выезде бобыля вместе с семьей на новое местожительства. Как видим, номинально сохраняя статус своих родителей - бобыль - сыновья Ивана Немчинова и Демида Паюсова смогли улучшить свое бла госостояние, обзаведясь собственными дворами. Любопытно социальное положение еще одного «бобылька» Ефрема Пахомова, который проживал во дворе бобыля Кондратия Малчиторова на «волостной стороне» Кандалакши3. Ефрем Пахомов фигурирует в качестве постоянного вкладчика Кан далакшского монастыря. Вклады от Ефрема в монастырскую казну, судя по записям вкладной книги, поступали в разные периоды времени: с 1673 по 1676/77 гг., затем с 1678/79 по 1679/80 гг., и, наконец, последнее упоминание о вкладе относится к 1682/83 г.4 Практически все вклады, пе реданные в монастырь Ефремом Пахомовым, могут быть отнесены к т.н. «трудовой категории» вкладов. В данном случае вкладом выступали зара ботанные бобылем деньги («найм»), получаемые от поездок на монастыр ских ладьях в Холмогоры. При этом вкладная запись не уточняет, какого рода работу выполнял Ефрем во время этих судовых плаваний. Запись вкладной книги несколько иначе раскрывает социальный ста тус Ефрема Пахомова, в отличие от данных переписной книги 1677/78 г. Так, Ефрем именуется во вкладной записи «кандалакшаниным... казач ком» . Можно предположить, что социальная категория «казачок», исполь зуемая в самой Кандалакше для именования бездворовых людей, живших исключительно за счет наемного труда, по каким-то причинам была от вергнута переписчиками. Вместо нее они предпочли использовать более общие наименования для обозначения этого слоя сельского населения, не РГАДА.- Ф. 248.-Оп .З.-Кн . 78.-Л . 189 об.; Ф. 350.-Оп. 2 .-Д . 1476.-Л . 1 об. Архив СПб. ИИРАН. - Ф. 10. - Оп. 3. - Д. 21. - Л. 32; Д. 20. - Л. 106 об. Тамже.-Ф. 1209.-Оп. 1.-Кн. 15056.-Л . 31 об. Вкл. кн.-Л. 215-216. 5Тамже.-Л. 215. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz