Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
остались без внимания автора этого ценного справочного издания1. Серьезным импульсом для историко-краеведческого изучения мона стыря стал выход в свет в 1890 г. книги Н.Н. Харузина «Русские лопари». В приложении к работе, представляющей собой первое целостное истори ко-этнографическое исследование лопарей Крайнего Севера, содержались публикации двух источников: царской грамоты 1697 г., выданной лопарям Нотозерского и Сонгельского погостов, и писцовой книги Кольского уезда 1608-1611 гг. Второй источник, писцовая книга Алая Михалкова, помимо ценных сведений о Кольском крае начала XVII в., содержал и подробное описание Кандалакшского монастыря. Таким образом, историки и краеве ды получили важный источник, позволяющий увидеть внутреннюю струк туру монастыря, его хозяйственное положение внутри Кандалакшской во лости; оценить участие монастыря в морском рыбном промысле на Мурманском берегу. И действительно, уже через несколько лет в АЕВ стали появляться краткие заметки по истории монастыря в Кандалакше2. Справедливости ради отметим, что обращение к прошлому Кандалакшского монастыря со стороны приходского духовенства Кандалакши не было исключительно предметом его ученых интересов и занятий, скорее, напротив, составление подробного описания прошлого Архангельской епархии (публиковавшего ся в АЕВ) и послужило побудительным мотивом в обращении к прошлому. Авторами заметок по истории монастыря выступали приходские священники Кандалакши: Василий Рябов, Николай Попов и Николай Пав ловский. Те сведения по истории монастыря, которые приводили в своих публикациях кандалакшские священники, в целом идентичны друг другу, что говорит только о наличии одних и тех же источников, имевшихся в их распоряжении. Несмотря на то что публикации не имеют научно справочного аппарата, выявить используемые авторами источники не со ставляет особого труда. Но сначала рассмотрим, как представлялась исто рия обители кандалакшскому приходскому духовенству. Начало истории монастыря приходскими священниками относилось к 1526 г., когда местные лопари, проживавшие в районе Кандалакши, «ве роятно, по убеждению Феодорита Кольского», просили великого князя Ва силия Ивановича и митрополита Макария освятить отстроенную здесь церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи3. Вехой в истории монастыря стало его разорение в 1589 г. отрядом шведских финнов. После этой «по 1 Так, в список источников не попали публикации документов, осуществленные Н.Н. Харузиным (царской грамоты 1697 г. и писцовой книги Алая Михалкова), пуб ликация небольшого отрывка из приходно-расходной книги Вологодской службы Кандалакшского монастыря 1680/81 г. 2 Кандалакшский приход Кемского уезда// АЕВ. - 1896. -№ 16. - С. 191; 1906. -№ 17. (перепечатка материала - Нива. -26.04.1991. -№ 40. - С. 3); 1909. -№ 14. - С. 404. 3 АЕВ. - 1896. - № 16. - С. 191. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz