Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

остались без внимания автора этого ценного справочного издания1. Серьезным импульсом для историко-краеведческого изучения мона­ стыря стал выход в свет в 1890 г. книги Н.Н. Харузина «Русские лопари». В приложении к работе, представляющей собой первое целостное истори­ ко-этнографическое исследование лопарей Крайнего Севера, содержались публикации двух источников: царской грамоты 1697 г., выданной лопарям Нотозерского и Сонгельского погостов, и писцовой книги Кольского уезда 1608-1611 гг. Второй источник, писцовая книга Алая Михалкова, помимо ценных сведений о Кольском крае начала XVII в., содержал и подробное описание Кандалакшского монастыря. Таким образом, историки и краеве­ ды получили важный источник, позволяющий увидеть внутреннюю струк­ туру монастыря, его хозяйственное положение внутри Кандалакшской во­ лости; оценить участие монастыря в морском рыбном промысле на Мурманском берегу. И действительно, уже через несколько лет в АЕВ стали появляться краткие заметки по истории монастыря в Кандалакше2. Справедливости ради отметим, что обращение к прошлому Кандалакшского монастыря со стороны приходского духовенства Кандалакши не было исключительно предметом его ученых интересов и занятий, скорее, напротив, составление подробного описания прошлого Архангельской епархии (публиковавшего­ ся в АЕВ) и послужило побудительным мотивом в обращении к прошлому. Авторами заметок по истории монастыря выступали приходские священники Кандалакши: Василий Рябов, Николай Попов и Николай Пав­ ловский. Те сведения по истории монастыря, которые приводили в своих публикациях кандалакшские священники, в целом идентичны друг другу, что говорит только о наличии одних и тех же источников, имевшихся в их распоряжении. Несмотря на то что публикации не имеют научно­ справочного аппарата, выявить используемые авторами источники не со­ ставляет особого труда. Но сначала рассмотрим, как представлялась исто­ рия обители кандалакшскому приходскому духовенству. Начало истории монастыря приходскими священниками относилось к 1526 г., когда местные лопари, проживавшие в районе Кандалакши, «ве­ роятно, по убеждению Феодорита Кольского», просили великого князя Ва­ силия Ивановича и митрополита Макария освятить отстроенную здесь церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи3. Вехой в истории монастыря стало его разорение в 1589 г. отрядом шведских финнов. После этой «по­ 1 Так, в список источников не попали публикации документов, осуществленные Н.Н. Харузиным (царской грамоты 1697 г. и писцовой книги Алая Михалкова), пуб­ ликация небольшого отрывка из приходно-расходной книги Вологодской службы Кандалакшского монастыря 1680/81 г. 2 Кандалакшский приход Кемского уезда// АЕВ. - 1896. -№ 16. - С. 191; 1906. -№ 17. (перепечатка материала - Нива. -26.04.1991. -№ 40. - С. 3); 1909. -№ 14. - С. 404. 3 АЕВ. - 1896. - № 16. - С. 191. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz