Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

уже было обращено внимание на эту категорию крестьянского и посадско­ го населения Московского государства, не имевшего собственного приста­ нища1. Отсутствие на сегодняшний день каких-либо обобщающих работ затрудняет прояснение вопроса о том, какие экономические и социальные факторы подталкивали людей переходить на положение «съемщиков жи­ лья». В частности, обращалось внимание на то, что какой-то процент под- ворников может быть определен именно в качестве временных «квартиро­ съемщиков», никоим образом не связанных узами экономической зависимости с дворовладельцем, другая же часть приживальщиков, что отмечается в специальных исследованиях, возможно, находилась в опреде­ ленной степени зависимости от хозяина двора2. Материалы рассматриваемых переписных книг, к сожалению, не по­ зволяют в полной мере осветить обозначенную проблему. Хотелось бы об­ ратить внимание на то, что некоторый процент приживальщиков на под­ ворьях крестьян и бобылей Кандалакши (и других волостей Кандалакшского берега Поморья) составляли лица, в той или иной степени занятые сезон­ ным трудом на монастырских промыслах (соляном, участии в морских на­ вигациях и т.п.). Переписная книга 1677/78 г. использует следующую номенклатуру наименований для социальной характеристики этих лиц: «бобыль», «при­ шлый человек», «половник» и «нищий». В ряде случаев составители опи­ сания ограничиваются простой констатацией факта проживания того или иного человека (иногда с семьей и родственниками) в крестьянском или бобыльском дворе. Приведем один пример. На дворе бобыля Петра Мак­ симова сына Котова, по сведениям переписной книги, «живут два брата Пронка да Петрушка Лазаревы дети Мостовиковы»3. Необходимо отметить, что социальная терминология, используемая переписчиками при составлении государственного кадастра податного на­ селения для характеристики лиц, не имевших собственных дворов, могла расходиться с той социальной терминологией, которая использовалась в самой крестьянской среде. В недавнее время этот вопрос нашел очень яр­ кое отражение в монографии В.И. Иванова4. Наше внимание привлечет только та незначительная группа лиц, проживавших на подворьях крестьян и бобылей, которая в самом источнике определяется как бобыли, или «бо- быльки». Согласно данным переписи, в общей сложности на дворах крестьян и бобылей Кандалакши проживало 15 бобылей. Из этого числа 7 бобылей 1Колеченкова В.Н. К вопросу о соседях как социальной категории // Русское государ­ ство в XVII в. Новые явления в социально-экономической, политической и культур­ ной жизни. - М., 1961. - С. 203-206. 1 Копанев А.И. Крестьяне Русского Севера вXVII в. - Л., 1984. - С. 73-76. 3РГАДА.-Ф. 1209.- On. 1.- Кн. 15056.-Л. 30. ИвановВ.И.МонастыриимонастырскиекрестьянеПоморьявXVI-XVII вв.- С. 195-198. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz